С точки зрения гидрометеорологических прогнозов навигация в Обском бассейне пока характеризуется как сложная. По данным о снегозапасах в горах Алтайского края, а также прогнозного притока к створу Новосибирской ГЭС в апреле, уже сейчас можно предположить, что навигация окажется средней и ниже средней по водности, что, в свою очередь, является неблагоприятным фактором для осуществления грузоперевозок крупногабаритными баржебуксирными составами.
«Из-за наступления маловодья и отсутствия достаточного объема дноуглубления в эту навигацию могут быть введены ограничения по осадке судов на двух участках реки Оби – Новосибирский шлюз – устье нижнего подходного канала (то есть от шлюза до Нижней Ельцовки) и устье нижнего подходного канала – устье Томи (участок от острова Пушкарев, расположенного в 45 км от Томска до Новосибирского шлюза», – говорит представитель бассейна.
Собеседник отмечает, что низкая себестоимость речных перевозок и отсутствие дорог в ряде районов Крайнего Севера продолжают оставаться конкурентным преимуществом для флота при транспортировке полезных ископаемых для нужд нефтегазодобывающей отрасли. Но если говорить о переориентации грузов, в 2015 году было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере реализации проекта развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта в границах Алтайского края между администрацией региона, ФБУ «Администрация Обского БВП» и организациями речной и добывающей отрасли. За период реализации соглашения было перевезено более 4,86 млн т грузов, в том числе с автомобильного на внутренний водный транспорт переориентировано около 4,2 млн т. Таким образом удалось разгрузить дороги на 210 тыс. грузовых автомобилей.
«В целом загруженность транспортных магистралей и их быстрый износ от перевозки тяжелых грузов привели к тому, что на речной флот вновь обратили внимание в том числе и на уровне правительства РФ. Впервые рассматривается идея выделить развитие речного флота в отдельный национальный проект. Основная проблема, с которой сталкивается учреждение, – это недофинансирование проведения путевых работ, в частности дноуглубительных. В результате этого в летне-осенний период на отдельных участках, где уровни воды ниже проектных, вводятся ограничения по осадке судов. В итоге судовладельцы вынуждены осуществлять грузоперевозки с пониженной загрузкой флота», – говорит представитель бассейна.
Общее состояние речного флота он оценивает как удовлетворительное, но на сегодняшний день средний возраст судов уже преодолел отметку в 30 лет, а часть вообще подлежит списанию. «Если не развиваться, не строить суда, то ситуация в дальнейшем будет только ухудшаться. Пока подавляющее количество судостроительных предприятий из-за отсутствия средств и финансирования не имеют возможности строить новый флот. Часть предприятий перепрофилировались на оказание услуг по судоремонту, диктуя при этом цены и профильные работы. К сожалению, можно констатировать, что без ежегодного обновления речного флота, поддержки судоходных компаний со стороны государства, внедрения новых механизмов субсидирования строительства судов есть все предпосылки к обострению ситуации в дальнейшем. Пока же вся нагрузка ложится на плечи самих судовладельцев», – отмечает спикер.
По его словам, по результатам проверок государственным портовым контролем ФБУ «Администрация Обского БВП» судов, эксплуатирующихся на внутренних водных путях Обского бассейна, можно сделать вывод, что подавляющее число судовладельцев старается содержать свой флот в технически годном состоянии, укомплектованным квалифицированными экипажами, снабженным необходимыми судовыми документами. Снизилось количество нарушений, суда в плановом порядке предъявляются к техническому освидетельствованию Российским речным регистром, улучшилось положение с наличием квалификационных документов у членов экипажей.
Автор: Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.