В настоящее время предложено использовать навигационные пломбы, то есть пломбы, оснащенные навигационными устройствами (трекерами). Термин «навигационная пломба» в технической литературе новый и в соответствии с международными нормативными документами (ГОСТ, ИСО и т. п.) должен соответствовать понятию «электронная пломба», «электронное запорно-пломбировочное устройство», для которых определены технические и криминалистические требования, разработаны методики их испытаний на специальном оборудовании.
Практически же в интернете, прессе и государственных документах под понятием «навигационная пломба» понимаются устройства, в которых понятие «пломба» исключено, а понятие «навигатор» является основной характеристикой.
Если проанализировать постановление правительства РФ № 1877 от 27.12.2019 г., то в качестве требований к устройству предъявляются требования к навигатору с особой памятью и отсутствуют базовые требования к пломбе как к основному элементу устройства.
При этом в предыдущем постановлении правительства РФ № 147 от 27.02.2016 г., которое было заменено постановлением № 1877, четко описаны требования и к пломбе, и к навигатору. По какой причине и когда произошла подмена понятий?
В указах президента РФ № 1 от 01.01.2016 г. и № 290 от 24.06.2019 г. даны одинаковые формулировки в отношении устройств, которые должны применяться. В постановлении правительства РФ № 147 (во исполнение указа президента РФ № 1 от 01.01.2016 г.) указано: средство идентификации (пломба), функционирующее на основе технологии ГЛОНАСС – электронная пломба, в постановлении правительства РФ № 1877 (во исполнение указа президента РФ № 290 от 24.06.2019 г.) – средство идентификации (пломба), функционирующее на основе технологии ГЛОНАСС – электронная навигационная пломба.
По логике электронная навигационная пломба – это электронная пломба с элементами навигации и технические требования к электронной навигационной пломбе должны состоять из трех частей. Первая (основная) – требования к механической пломбе; вторая – требования к электронной компоненте, контролирующей целостность механической пломбы; третья – требования к навигатору.
В постановлении правительства № 147 все три части определены, в постановлении правительства № 1877 только часть требований подробно описана, а первая (основная) – практически не учтена. Следовательно, технические требования, указанные в постановлении № 1877, определяют изделие, которое не может быть классифицировано в качестве пломбы (навигационной пломбы), а должно классифицироваться в качестве навигатора, навигационного устройства.
В соответствии с указом президента № 1 от 01.01.2016 г. оператором пломбирования было определено АО «ГЛОНАСС» и выбрано электронное запорно-пломбировочное устройство «БигЛок», состоящее из двух компонентов: силового механического запорно-пломбировочного устройства «Спрут-777» и электронного блока с функцией навигации «Сириус». В ходе выполнения указа президента РФ № 290 от 24.06.2019 г. уполномоченной организацией определено ООО «Центр развития цифровых платформ» и выбран электронный трекер «Стерх-5», состоящий из электронного блока и троса-кабеля (рис. 1).
В таблице 1 приведены сравнительные технические параметры на электронное запорно-пломбировочное устройство (далее – ЭЗПУ) «БигЛок» и электронный трекер «Стерх-5».
Из таблицы 1 видно, что ЭЗПУ «БигЛок» и трекер «Стерх-5» имеют существенные отличия по конструкции и техническим параметрам и могут выполнять различные функции: ЭЗПУ «БигЛок» – контролировать целостность механической пломбы и, следовательно, выполнять функцию пломбы грузоотправителя, контролировать маршрут движения; а трекер «Стерх-5» – контролировать целостность троса-кабеля, контролировать маршрут движения.
Обратимся к истории. Понятия и технические средства «электронный замок» и «электронная пломба» появились в обиходе в связи с необходимостью дистанционного контроля факта вскрытия (гласного или негласного). На первом этапе в корпусе замка был установлен электронный блок, фиксирующий факт вскрытия, затем дополнительно установлено приемо-передающее устройство для дистанционного контроля факта вскрытия, потом металлическую дужку заменили на отрезок троса, размер которого определялся в зависимости от требований заказчика, потом отрезок троса заменили на трос-кабель. В результате получился электронный замок с тросом-кабелем (рис. 2). Из практики хорошо известно, что не существуют в природе замки, к которым невозможно подобрать отмычку.
Небольшие габаритные размеры механических пломб не позволили по аналогии с замками установить в корпусе пломбы электронное устройство, и предложение разместить механическую пломбу внутри электронного блока получило развитие за счет уникального технического решения контроля целостности троса переменной длины с помощью специального бесконтактного датчика, установленного в корпусе электронного блока (рис. 3, 4).
Следовательно, с научной точки зрения существуют два понятия:
– электронный замок – устройство, состоящее из корпуса, в котором располагаются запорный механизм, блок контроля вскрытия запорного механизма, блок контроля перемещения корпуса замка и механической дужки, выполненной в виде металлического V-образного стержня, отрезка троса или отрезка троса-кабеля;
– электронная пломба – устройство, состоящее из электронного блока, в корпусе которого располагается механическая тросовая пломба (запорно-пломбировочное устройство), блок контроля целостности троса и блок контроля перемещения электронного блока с механической пломбой.
В упомянутых указах президента средство идентификации (пломба) должно выполнять две функции: обеспечивать контроль отсутствия доступа к грузу и его сохранность и контроль перемещения транспортного средства. Первую функцию (контроль отсутствия доступа к грузу) может эффективно выполнять механическая пломба или электронная пломба, установленная на запорные узлы транспортных средств, и в качестве пломбы грузоотправителя несет юридическую ответственность за сохранность груза. Есть пломба грузоотправителя на месте – нет претензий к перевозчику груза, если ее нет или она повреждена, то вся ответственность за сохранную грузоперевозку возлагается на перевозчика. Вторую функцию (контроль перемещения транспортного средства) может выполнять трекер, закрепленный на транспортном средстве с помощью болтов, шурупов, троса, троса-кабеля, магнитов, жгутов, растяжек и других средств. При этом элементы крепления, не имеющие никакой маркировки, не могут быть признаны перевозчиком в качестве контрольного элемента, то есть пломбы.
Существует возможность обе функции реализовать в одном электронном устройстве, которое согласно существующими нормативным документам относится к электронным запорно-пломбировочным устройствам и соответствует техническим требованиям, установленным ГОСТ 31282-2021.
Значительный опыт работы в области электронного пломбирования позволяет Евразийской экономической комиссии обоснованно использовать результаты пилотных проектов, транзитных перевозок санкционных грузов согласно указам президента № 1 от 01.01.2016 г. и № 290 от 24.06.2019 г., опытных межгосударственных перевозок и т. д. для определения типовых требований к навигационным пломбам. Однако очень важно не использовать в межгосударственных документах бульварную лексику, а пользоваться научно-техническими понятиями. Например, дать точное определение новому термину «электронная навигационная пломба» как синониму термина «электронная пломба» («электронное запорно-пломбировочное устройство»): электронная навигационное пломба – это электронное устройство, обеспечивающее пломбирование объекта, контроль целостности пломбы и контроль перемещения объекта с использованием глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и др. и состоящее из трех основных блоков: механической пломбы (запорно-пломбировочного устройства), электронного блока контроля целостности пломбы, блока навигации (навигатора или трекера). Дополнительно навигационная пломба может иметь память и криптографические средства защиты информации.
В соответствии с этим определением электронная навигационная пломба должна соответствовать следующим техническим требованиям:
1. Требования к пломбе (запорно-пломбировочному устройству).
2. Требования к электронному блоку/датчику.
3. Требования к навигационному модулю (трекеру).
4. Дополнительные требования.
Проанализируем с этой точки зрения требования, определенные постановлением правительства № 1877 от 27.12.2019 г. (таблица 2).
Из таблицы 2 следует, что требования, определенные постановлением правительства Российской Федерации № 1877 от 27.12.2019 г., относятся к электронному устройству, принцип действия которого основан на навигации и к понятию «электронная навигационная пломба» имеет опосредованное отношение.
В рамках выполнения соглашения о применении навигационных пломб для отслеживания транзитных перевозок грузов в Евразийском экономическом союзе нельзя допустить подмены понятия «электронная навигационная пломба» понятием «электронный трекер (навигатор)».
При подготовке типовых требований к навигационным пломбам, указанных в соглашении, реализация предложений специалистов, представленных на рис. 5, на наш взгляд, позволит не упустить экономической обоснованности, не потерять технологической целесообразности самой идеи соглашения, а Евразийской экономической комиссии поможет правильно расставить акценты.
Проведенный выше анализ убедительно доказывает, что под средством идентификации (пломбой) понимается электронная пломба (электронное запорно-пломбировочное устройство), соответствующее ГОСТ 31281-2004. Новое понятие – навигационная пломба (электронная навигационная пломба) – является синонимом электронной пломбы, подробно описанной в технической, научной и нормативной документации. Всякие попытки искажений этих понятий недопустимы.
В продолжение дискуссии, начатой публикациями в журнале «РЖД-Партнер» (2021. № 24; 2022. № 1–2)
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.