+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Электронное пломбирование: новые понятия и реальность

10 декабря 2021 года странами ЕАЭС подписано соглашение о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания транзитных перевозок грузов. Его подписанию предшествовала большая работа экспертов из России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии и длительное согласование позиций сторон. Ряд важных положений по реализации соглашения отнесен к компетенции ЕЭК, в том числе и о том, каким техническим требованиям должны соответствовать электронные устройства контроля для обеспечения сохранности перевозки, контроля отсутствия доступа к грузу
и отслеживания маршрута движения транспортного средства.
В настоящее время предложено использовать навигационные пломбы, то есть пломбы, оснащенные навигационными устройствами (трекерами). Термин «навигационная пломба» в технической литературе новый и в соответствии с международными нормативными документами (ГОСТ, ИСО и т. п.) должен соответствовать понятию «электронная пломба», «электронное запорно-плом­бировочное устройство», для которых определены технические и криминалис­тические требования, разработаны методики их испытаний на специальном оборудовании.

4.jpg

Практически же в интернете, прессе и государственных документах под понятием «навигационная пломба» понимаются устройства, в которых понятие «пломба» исключено, а понятие «навигатор» является основной характеристикой.

Если проанализировать постановление правительства РФ № 1877 от 27.12.2019 г., то в качестве требований к устройству предъявляются требования к навигатору с особой памятью и отсутствуют базовые требования к пломбе как к основному элементу устройства.

При этом в предыдущем постановлении правительства РФ № 147 от 27.02.2016 г., которое было заменено постановлением № 1877, четко описаны требования и к пломбе, и к навигатору. По какой причине и когда произошла подмена понятий?

5.jpg

В указах президента РФ № 1 от 01.01.2016 г. и № 290 от 24.06.2019 г. даны одинаковые формулировки в отношении устройств, которые должны применяться. В постановлении правительства РФ № 147 (во исполнение указа президента РФ № 1 от 01.01.2016 г.) указано: средство идентификации (пломба), функционирующее на основе технологии ГЛОНАСС – электронная пломба, в постановлении правительства РФ № 1877 (во исполнение указа президента РФ № 290 от 24.06.2019 г.) – средство идентификации (пломба), функционирующее на основе технологии ГЛОНАСС – элект­ронная навигационная пломба.

По логике электронная навигационная пломба – это электронная пломба с элементами навигации и технические требования к электронной навигационной пломбе должны состоять из трех частей. Первая (основная) – требования к механической пломбе; вторая – требования к электронной компоненте, контролирующей целостность механической пломбы; третья – требования к навигатору.

В постановлении правительства № 147 все три части определены, в постановлении правительства № 1877 только часть требований подробно описана, а первая (основная) – практически не учтена. Следовательно, технические требования, указанные в постановлении № 1877, определяют изделие, которое не может быть классифицировано в качестве пломбы (навигационной пломбы), а должно классифицироваться в качестве навигатора, навигационного устройства.

В соответствии с указом президента № 1 от 01.01.2016 г. оператором пломбирования было определено АО «ГЛОНАСС» и выбрано электронное запорно-пломбировочное устройство «Биг­Лок», состоящее из двух компонентов: силового механического запорно-плом­бировочного устройства «Спрут-777» и электронного блока с функцией навигации «Сириус». В ходе выполнения указа президента РФ № 290 от 24.06.2019 г. уполномоченной организацией определено ООО «Центр развития цифровых платформ» и выбран электронный трекер «Стерх-5», состоящий из электронного блока и троса-кабеля (рис. 1).

9.jpg

В таблице 1 приведены сравнительные технические параметры на электронное запорно-пломбировочное устройство (далее – ЭЗПУ) «БигЛок» и электронный трекер «Стерх-5».

Из таблицы 1 видно, что ЭЗПУ «Биг­Лок» и трекер «Стерх-5» имеют существенные отличия по конструкции и техническим параметрам и могут выполнять различные функции: ЭЗПУ «БигЛок» – контролировать целостность механической пломбы и, следовательно, выполнять функцию пломбы грузоотправителя, контролировать маршрут движения; а трекер «Стерх-5» – контролировать целостность троса-кабеля, контролировать маршрут движения.

Обратимся к истории. Понятия и технические средства «электронный замок» и «электронная пломба» появились в обиходе в связи с необходимостью дистанционного контроля факта вскрытия (гласного или негласного). На первом этапе в корпусе замка был установлен электронный блок, фиксирующий факт вскрытия, затем дополнительно установлено приемо-передающее устройство для дистанционного контроля факта вскрытия, потом металлическую дужку заменили на отрезок троса, размер которого определялся в зависимости от требований заказчика, потом отрезок троса заменили на трос-кабель. В результате получился электронный замок с тросом-кабелем (рис. 2). Из практики хорошо известно, что не существуют в природе замки, к которым невозможно подобрать отмычку.

Небольшие габаритные размеры механических пломб не позволили по аналогии с замками установить в корпусе пломбы электронное устройство, и предложение разместить механическую пломбу внутри электронного блока получило развитие за счет уникального технического решения контроля целостности троса переменной длины с помощью специального бесконтактного датчика, установленного в корпусе электронного блока (рис. 3, 4).

10.jpg

Следовательно, с научной точки зрения существуют два понятия:

– электронный замок – устройство, состоящее из корпуса, в котором располагаются запорный механизм, блок контроля вскрытия запорного механизма, блок конт­роля перемещения корпуса замка и механической дужки, выполненной в виде металлического V-образного стержня, отрезка троса или отрезка троса-кабеля;

– электронная пломба – устройство, состоящее из электронного блока, в корпусе которого располагается механическая тросовая пломба (запорно-пломбировочное устройство), блок конт­роля целостности троса и блок конт­роля перемещения электронного блока с механической пломбой.

6.jpg

В упомянутых указах президента средство идентификации (пломба) должно выполнять две функции: обеспечивать контроль отсутствия доступа к грузу и его сохранность и контроль перемещения транспортного средства. Первую функцию (контроль отсутствия доступа к грузу) может эффективно выполнять механическая пломба или электронная пломба, установленная на запорные узлы транспортных средств, и в качестве пломбы грузоотправителя несет юридическую ответственность за сохранность груза. Есть пломба грузоотправителя на месте – нет претензий к перевозчику груза, если ее нет или она повреждена, то вся ответственность за сохранную грузо­перевозку возлагается на перевозчика. Вторую функцию (контроль перемещения транспортного средства) может выполнять трекер, закрепленный на транспортном средстве с помощью болтов, шурупов, троса, троса-кабеля, магнитов, жгутов, растяжек и других средств. При этом элементы крепления, не имеющие никакой маркировки, не могут быть признаны перевозчиком в качестве конт­рольного элемента, то есть пломбы.

Существует возможность обе функции реализовать в одном электронном устройстве, которое согласно сущест­вующими нормативным документам относится к электронным запорно-плом­бировочным устройствам и соответствует техническим требованиям, установленным ГОСТ 31282-2021.

Значительный опыт работы в области электронного пломбирования позволяет Евразийской экономической комиссии обоснованно использовать результаты пилотных проектов, транзитных перевозок санкционных грузов согласно указам президента № 1 от 01.01.2016 г. и № 290 от 24.06.2019 г., опытных меж­государственных перевозок и т. д. для определения типовых требований к навигационным пломбам. Однако очень важно не использовать в межгосударственных документах бульварную лексику, а пользоваться научно-техническими понятиями. Например, дать точное определение новому термину «элект­ронная навигационная пломба» как синониму термина «электронная пломба» («элект­ронное запорно-пломби­ровочное устройство»): электронная навигационное пломба – это электронное устройство, обеспечивающее пломбирование объекта, конт­роль целостности пломбы и контроль перемещения объекта с использованием глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и др. и состоящее из трех основных блоков: механической пломбы (запорно-пломбировочного устройства), электронного блока контроля целостности пломбы, блока навигации (навигатора или трекера). Дополнительно навигационная пломба может иметь память и криптографические средства защиты информации.

В соответствии с этим определением электронная навигационная пломба должна соответствовать следующим техническим требованиям:

1. Требования к пломбе (запорно-плом­бировочному устройству).

2. Требования к электронному блоку/датчику.

3. Требования к навигационному модулю (трекеру).

4. Дополнительные требования.

Проанализируем с этой точки зрения требования, определенные постановлением правительства № 1877 от 27.12.2019 г. (таблица 2).

7.jpg

Из таблицы 2 следует, что требования, определенные постановлением правительства Российской Федерации № 1877 от 27.12.2019 г., относятся к электронному устройству, принцип действия которого основан на навигации и к понятию «электронная навигационная пломба» имеет опосредованное отношение.

В рамках выполнения соглашения о применении навигационных пломб для отслеживания транзитных перевозок грузов в Евразийском экономическом союзе нельзя допустить подмены понятия «электронная навигационная пломба» понятием «электронный трекер (навигатор)».

8.jpg

При подготовке типовых требований к навигационным пломбам, указанных в соглашении, реализация предложений специалистов, представленных на рис. 5, на наш взгляд, позволит не упустить экономической обоснованности, не потерять технологической целесообразности самой идеи соглашения, а Евразийской экономической комиссии поможет правильно расставить акценты.

Проведенный выше анализ убедительно доказывает, что под средством идентификации (пломбой) понимается электронная пломба (электронное запорно-пломбировочное устройство), соответствующее ГОСТ 31281-2004. Новое понятие – навигационная пломба (электронная навигационная пломба) – является синонимом электронной пломбы, подробно описанной в технической, научной и нормативной документации. Всякие попытки искажений этих понятий недопустимы.

В продолжение дискуссии, начатой пуб­ликациями в журнале «РЖД-Партнер» (2021. № 24; 2022. № 1–2)

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions