Как стало известно “Ъ”, в конце августа глава группы «Сибирский антрацит» Дмитрий Босов сообщил гендиректору ОАО РЖД Олегу Белозерову (копия письма есть у “Ъ”) о желании участвовать в строительстве Северомуйского тоннеля-2 за свой счет или через партнерство с монополией. В письме говорится, что сейчас предприятия «Сибантрацита» добывают более 26 млн тонн угля в год, а к 2022 году планируется довести объем только в Сибири до 52 млн тонн. Для собственных нужд «Сибантрацит» строит порты «Вера», УППК «Север» и «Терминал А» с объемом перевалки 55 млн тонн. Основные потребители — страны АТР, поэтому группа выражает «крайнюю заинтересованность в увеличении пропускных способностей инфраструктуры ОАО РЖД.
Северомуйский тоннель — самый длинный на железных дорогах РФ на БАМе (15,3 км) — введен в эксплуатацию в 2003 году, строился 26 лет. Он может пропускать 16 млн тонн грузов в год. Проект второго тоннеля, который позволит увеличить пропускную способность до 100 млн тонн, обсуждался на президентской комиссии по ТЭК 27 августа, тогда глава ОАО РЖД Олег Белозеров говорил о необходимости приступать к ТЭО. Срок строительства он оценивал в десять лет. Стоимость проекта не называлась, источники “Ъ” и эксперты говорят примерно о 100 млрд руб. ТЭО должно быть готово к 20 декабря.
«Мы уже сегодня видим, что тоннель может стать сдерживающим фактором увеличения объема перевозок на восток,— говорят в ОАО РЖД,— поэтому считаем целесообразным провести ТЭО строительства второго тоннеля». Чтобы говорить о схеме строительства и возможном привлечении инвесторов, необходимо завершить оценку, заключили в монополии.
Представитель господина Босова отказалась от комментариев. Проект «Север» реализует «Открытый порт Находка», аффилированный с группой «Сумма» Зиявудина Магомедова (под арестом с марта). В июле «Ведомости» сообщали, что группа ведет переговоры о продаже терминала с Дмитрием Босовым и Романом Троценко, по данным “Ъ”, интерес к активу также проявлял Андрей Бокарев. В группе «Сумма» “Ъ” сообщили, что не продавали «Север» Дмитрию Босову. В ОАО РЖД не комментируют предложение бизнесмена, но спустя несколько дней после его письма первый заместитель гендиректора монополии Вадим Михайлов направил в ФАС проекты изменений в уставе железнодорожного транспорта и правилах недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре ОАО РЖД (копия письма от 4 сентября есть у "Ъ").
В письме говорится, что поступило «обращение от пользователя услуг о возможности первоочередности предоставления» гарантий по провозным способностям железной дороги на условиях повышенных платежей. ОАО РЖД предлагает предоставлять заинтересованным грузовладельцам услугу резервирования провозных и пропускных способностей инфраструктуры по маршрутам и в объемах, согласованных в договоре. Плата «определяется по соглашению сторон». В эту концепцию заложена и система take-or-pay (сейчас в железнодорожной практике отсутствует): в случае невыбора согласованных объемов грузоотправитель платит ОАО РЖД сумму, эквивалентную недополученной провозной плате.
В ФАС “Ъ” подтвердили получение письма ОАО РЖД. Заместитель главы службы Александр Редько сообщил “Ъ”, что ведомство поддерживает частные инвестиции в инфраструктуру, направленные на прирост грузопотоков, не включенные в долгосрочную инвестпрограмму и не обеспеченные долгосрочными тарифами. ФАС с ОАО РЖД уточняют детали и производят оценку финансовых последствий, добавил чиновник: «Будем исходить из эффекта для экономики: создаются дополнительные провозные или пропускные мощности и потребитель согласен их оплатить? Или речь идет о взимании повышенной платы за проезд по ограниченной инфраструктуре в интересах одних потребителей за счет отказа в перевозке другим?» Необходимо исключить неверную мотивацию: зарабатывать дополнительные доходы на ограничениях провозных или пропускных мощностей, подчеркивает Александр Редько. В Минтрансе “Ъ” сообщили, что в курсе планов по проектированию тоннеля, но с предложениями «Сибантрацита» не знакомы.
Источник “Ъ” в отрасли отмечает, что развитие Дальнего Востока и Сибири — это «хороший общеполитический тренд», а, обозначив намерения финансировать тоннель, «Сибантрацит» сможет повысить лояльность ОАО РЖД и получить преференции уже сейчас, когда у всех угольщиков есть проблемы с проездом к дальневосточным портам. Другой собеседник “Ъ” говорит, что тоннель должен строиться «не в интересах одного игрока».
У всех должен быть равный доступ к общей инфраструктуре ОАО РЖД, настаивает другой источник “Ъ” в отрасли. Получается, что компания хочет торговать доступом к самой себе, что нарушает все правила, законы о естественных монополиях и железнодорожном транспорте, говорит еще один собеседник “Ъ”. Цена услуги «договорная», то есть любая, и «может быть просто космической». «Создается опасный прецедент, когда приоритетным пользователем может стать первый заявивший о себе или тот, кто больше заплатил,— предупреждает источник “Ъ”.— Если компания покупает объем на 50 млн тонн, а в перспективе его не выполняет, то что будет дальше? Перепродавать его? А по какой цене?».
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что обещания Дмитрия Босова выглядят «утопически нереалистичными». Сама идея резервирования и оплаты за гарантированные провозные мощности может привести к полной катастрофе с точки зрения работы сети, считает эксперт: как только одна компания получит преференции по доступу к инфраструктуре, будет полностью разрушена действующая система работы железной дороги, основанная на недискриминационном равном доступе, и воцарится хаос.
Автор: https://www.kommersant.ru/doc/3753015
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.