+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.02.2016 13:52:37
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Кредитный платеж – не норма, а исключение из правила

Если при автоперевозках к стремлению клиента к рассрочке платежа относятся достаточно либерально, то на железных дорогах рассчитывать получить подобную услугу непросто.
 

Перевозки – в зоне риска

Как полагают эксперты, в прошлом году автотранспорт смог привлечь весомые объемы грузов именно благодаря гибкой тарифной политике. И нередко для их отправителей одним из критериев выбора партнера являлась готовность перевозчика предоставлять отсрочку платежа.

По словам председателя совета директоров ООО «Интертрансавто» Андрея Смолярова, клиенты в сложившейся непростой экономической ситуации способны предъявить к перевозкам достаточно много товаров. Проблема в том, что надо еще поискать клиента, способного гарантировать оплату в срок. Автоперевозчики в данной ситуации вынуждены мириться с просрочками перевода им денег или договариваться о переносе поступлений средств на более позднее время. И таких, кто выбирает второй вариант, немало.

Однако предоставление льготы автопредприятия всегда ограниченно. «Отсрочка платежа от 5 до 30 дней допустима, но в зависимости от количества заказанного автотранспорта», – проинформировал представитель транспортной компании Gold Way. «Разумеется, кредитная форма оплаты перевозки возможна лишь с зарекомендовавшими себя клиентами. Отсрочка платежа определяется индивидуально, в зависимости от цены перевозки. Если коротко описать алгоритм принятия решения о предоставлении отсрочки платежа, то получится примерно следующее: небольшие суммы фрахта – небольшая отсрочка, средние – большая или средняя отсрочка платежа, большие суммы – небольшая отсрочка. Но в любом случае окончательное решение принимается после анализа клиента и его истории», – дали справку в АТП-23.

Все это означает, что отсрочка платежа, которую можно получить у автоперевозчика, – не норма, а своего рода взаимовыгодная сделка. Действительно, транспортная компания – не финансовая организация. Она не обязана кредитовать клиентов.

«Если компания соглашается на рассрочку платежей, то она должна иметь определенные финансовые резервы. Значит, ей приходится экономить. И делать это на фоне роста затрат на топливо, ремонт и приобретение комплектующих. Все эти риски необходимо каким-то образом хеджировать», – сказала исполнительный директор Союза автоперевозчиков и экспедиторов Санкт-Петербурга и Ленобласти Ирина Метель.

Клиент – король, если платит вовремя

Как считают эксперты, на железнодорожном транспорте подобные риски значительно выше, чем при автоперевозках. Соответственно ожидать, что операторы будут столь же охотно соглашаться на рассрочки, как это делают автоперевозчики, не приходится.

Практически все договоры на оказание услуг ОАО «РЖД» составлены на условии 100%-ной предоплаты, пояснили в ООО «БалтТрансСервис». И привели выдержку из договора на организацию перевозок РЖД, где в п. 3.4.1 плательщик обязан «производить своевременное и полное внесение перевозчику причитающихся платежей за оказанные услуги при перевозке грузов в соответствии со ст. 30 Устава железнодорожного транспорта РФ с учетом оплаты в выходные, праздничные дни и сумм по незавершенным перевозкам».

Данная статья устава гласит: «Плата за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем (отправителем) до момента приема грузов, грузобагажа для перевозки, если иное не предусмотрено настоящим уставом или соглашением сторон. При несвоевременном внесении грузоотправителем (отправителем) указанной платы и иных причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку грузов, грузобагажа прием грузов, грузобагажа для перевозки и подача вагонов, контейнеров не проводятся, если иное не предусмотрено настоящим уставом или соглашением сторон».

Это означает, что отсрочка платежей с точки зрения федерального законодательства возможна. И при определенных условиях ее в ОАО «РЖД» предоставляют. Вместе с тем в компании обращают внимание на то, что отношение к подобной услуге – своего рода кредитованию клиентов – на рынке железнодорожных перевозок на самом деле неоднозначно.

Рассрочка – повод для переговоров

Действительно, есть грузоотправители, для которых рассрочка весьма желательна. «Нам это помогло бы стабилизировать отгрузки продукции по ряду направлений. Мы сильно зависим от железной дороги. Ведь мы отправляем крупные партии своей продукции на расстояния 300–1400 км. В сложившейся экономической ситуации отсрочки платежей актуальны сроком до 30 дней. И на эту тему мы с ОАО «РЖД» ведем переговоры», – сообщил директор по логистике Ковдорского ГОКа Сергей Сомов.

«Для нас это также актуально», – добавил генеральный директор ООО «АвтоТерминал» Виктор Яриков.

Как пояснили представители других компаний, в таком случае грузовладельцу, реализующему свой товар, не нужно отвлекать оборотные или заемные средства на организацию перевозки, которые порой составляют от 10 до 40% от стоимости товара.

При этом на железнодорожном транспорте операторские компании в большинстве случаев взимают плату за предоставление подвижного состава либо по окончании перевозки груза, либо в течение 30–60 дней с момента раскредитования перевозочных документов. Однако основная составляющая расходов грузоотправителя при перевозке груза железнодорожным транспортом – это провозные платежи, взимаемые ОАО «РЖД», которые вносятся при отправлении груза. А если учитывать время, необходимое для зачисления денежных средств на единый лицевой счет плательщика (2–3 рабочих дня), то получается, что клиенты оплачивают железнодорожные перевозки предварительно, отметили в НП ОЖдПС.

Главное на железной дороге – организовать цепочки поставок

Вместе с тем опрос показал, что отношение к отсрочкам платежей у клиентов, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, неоднозначное. «Возможность в ряде случаев получить рассрочку от транспортной компании – это хорошо. Это повышает доверие к ней. Однако для нас это не очень принципиально. Для нас главное – организовать поток, цепочки поставок», – признался руководитель отдела железнодорожной логистики ООО «Мется Форест Санкт-Петербург» Андрей Малевский.

«При отправках продукции важнейшее значение имеет своевременность подачи требуемого количества вагонов и выполнение доставки в срок. Железнодорожный транспорт должен работать как конвейер», – добавил генеральный директор торгового дома «МеталлИмпэкс» Александр Дмитриев. По его словам, кредитные формы оплаты поставок надо искать в другом месте, но не на транспорте или у экспедиторов.

Как полагает ряд операторов, практика отсрочки платежей, используемая автоперевозчиками, лишь в каких-то случаях может служить последней каплей, что склоняет чашу весов в пользу того или иного способа доставки груза. А предоставление же отсрочки платежа от РЖД скорее снизит порог входа в рынок для экспедиторов и операторов на железных дорогах, усилит конкуренцию внутри данного сегмента. Однако влияние на конкуренцию с автоперевозчиками окажет незначительное.

Александр Солнцев 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions