Обзор грузовых железнодорожных перевозок в январе 2016 года

01.02.2016 18:00
Раздел: Железнодорожные грузоперевозки

По итогам грузовой работы в январе погрузка на сети ОАО «РЖД» составила 93,8 млн т, что на 2,9% меньше, чем в январе 2015-го. С одной стороны, результаты первого месяца нового года вряд ли позволяют испытывать оптимистические настроения, с другой – уже на протяжении нескольких лет январские показатели грузовой работы демонстрируют снижение по сравнению с предшествующим годом, но в феврале и марте железная дорога восполняет стартовые потери.
 

Уголь, удобрения и стройгрузы сохраняют рост

К концу января на сети железных дорог погрузили 28,6 млн т каменного угля, что на 2,6% больше, чем в январе прошлого года. Любопытно, что продолжающееся снижение мировых цен на уголь (за редким исключением) пока не слишком повлияло на объемы его перевозок по железной дороге. С начала текущего года (на 22.01.2016 г.) уровень экспортных цен австралийских поставщиков каменного энергетического угля снизился на 3% по отношению к концу декабря 2015-го, южноафриканских – увеличился на 4,1%. Цены на европейском угольном рынке уменьшились на 6,3%, так как запасы твердого топлива в регионе в настоящее время и так достаточно высоки. По данным Минэнерго России, по состоянию на 22.01.2016 г. расчетный индекс средних цен российских производителей на каменный энергетический уголь снизился на 2,1% (по отношению к концу декабря 2015 г.). «Причиной долгосрочной тенденции снижения мировых цен на уголь стало перепроизводство на фоне уменьшающегося спроса», – продолжают констатировать отраслевые эксперты. В этих условиях угольщикам остается изыскивать способы повышения эффективности перевозок и снижения транспортной составляющей, но, судя по результатам, пока они с этой задачей справляются успешно. Не случайно участники рынка отмечают, что компетенция грузоотправителей в последние годы существенно возросла. «Та же СУЭК сейчас может научить многих, как эффективно оборачивать вагоны», – отмечает руководитель крупной операторской компании.

Химические и минеральные удобрения в январе 2016-го по-прежнему входят в число «отличников» отрасли. За месяц по железной дороге перевезли 4,6 млн т удобрений (+5,7% по отношению к аналогичному периоду 2015 г.). В целом можно утверждать, что данный сегмент промышленности развивается в соответствии с последним, январским, прогнозом МЭР, согласно которому индекс промышленного производства по виду экономической деятельности «Химическое производство» в 2016 году составит 100,3% (к оценке на 2015 г.). Отраслевые эксперты ждут пусть и незначительного, но все же роста производства продукции химической промышленности.

Еще один сегмент, продемонстрировавший в январе 2016-го положительную динамику, – перевозка строительных грузов (7,1 млн т, +9,3% к январю 2015 г.). Однако отметим, что во многом этот успех объясняется эффектом низкой базы прошлого года. Напомним также, что объемы перевозки строительных грузов на сети РЖД до октября 2015-го снижались на протяжении более 2,5 лет. Ждать каких-то улучшений в строительной отрасли не приходится. В базовом варианте прогноза Минэкономразвития (октябрь 2015 г.) среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал отрасли в период 2016–2018 гг. составит лишь 1%, что окажет негативное влияние на строительную индустрию. Согласно отраслевым оценкам, существующая рецессия на рынке жилой недвижимости продолжится до конца 2016 года, поэтому ожидается уменьшение объемов вводимых площадей и снижение инвестиций в новые проекты, а значит, и объемов выпуска строительных материалов. Так, прогнозируется снижение производства неметаллических минеральных продуктов на 1,3% (к 2015 г.), а объемы производства конструкций и изделий сборных железобетонных могут упасть на 4,3%.

Рейтинг невезучих

Своеобразный рейтинг номенклатур, вкупе значительно просевших по объемам в январе 2016 года, возглавляют горно-металлургические грузы (если судить по относительным показателям в сравнении с январем 2015 г.). Так, перевозки черных металлов уменьшились на 13,3% (до 5,5 млн т), лома черных металлов – на 32,3% (до 0,456 млн т), руды железной и марганцевой – на 3% (до 9 млн т), промышленного сырья и формовочных материалов – 3,8% (до 2,1 млн т). «Сокращение спроса на грузовые железнодорожные перевозки со стороны металлургов позволяет предположить дальнейшее провисание доставок готовой продукции, к которому мы уже, увы, начинаем привыкать», – комментирует ситуацию представитель крупной компании-металлотрейдера.

Остается трендом и продолжающееся снижение цен на металлургическую продукцию. Так, в 2015-м сводный индекс цен московского рынка черных металлов снизился на 8,5% в годовом исчислении, а с начала текущего года (на 27.01.2016 г.) в России индекс цен на черные металлы сократился на 1,2% по отношению к концу декабря 2015-го. Напомним также, что с 1 января 2016 года РЖД отменили повышающий коэффициент на перевозки черных металлов в размере 1,13 и одновременно ввели понижающий коэффициент 0,882, то есть меры, адекватные рыночным трендам, приняты были.

Перевозки лесных грузов, чьи объемы постоянно увеличивались в течение всего 2015 года, в январе 2016-го перешли в отрицательную зону. Всего за месяц перевезли 2,9 млн т, что на 4,5% меньше, чем годом ранее. Одной из причин такого положения дел грузоотправители называют ухудшение погодных условий, которое мешало вывозить лес с делянок. Вероятно, причина и в снижении объемов экспортных контрактов, стартовавших с начала года весьма сдержанно.

Заметные потери в январе железная дорога несла из-за сокращения объемов перевозки высокодоходных грузов. Например, снижение погрузки нефти и нефтепродуктов составило 7,8% (до 20,9 млн т). Ситуация, связанная с падением мировых цен на нефть, если и меняется в лучшую сторону, то пока весьма незначительно. Напомним, что в 2015 году средняя цена на нефть марки Brent снизилась на 45,3% по отношению к аналогичному показателю 2014 года (-15,3% в декабре 2015 г. к ноябрю 2015 г.), марки Urals – на 47,5% (-13,5%). По состоянию на 20.01.2016 г. мировые биржевые цены на нефть марки Brent снизились на 11,2% (к концу декабря 2015 г.), и лишь в период с 20 по 27 января 2016-го они увеличились на 18,7%. Согласно проекту прогноза Минэкономразвития России (январь 2016 г.), в текущем году объем экспорта российской нефти снизится на 3 млн т (по отношению к оценке на 2015 г.).

Данные РЖД по транспортировке ряда других грузов показывают такую картину: перевозки кокса в январе 2016 года составили 0,812 млн т (-12%), зерна – 1,3 млн т (-16,2%), руды цветной и серного сырья – 1,7 млн т (+3,1%), химикатов и соды – 2,1 млн т (-3,7%), цемента – 1,1 млн т (-23%). Грузооборот за январь 2016-го снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3% и составил 182,8 млрд тарифных т-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время снизился на 2,4% и составил 236,3 млрд т-км.

Впрочем, на протяжении последних лет сеть часто стартует в январе несколько хуже, чем годом ранее, но затем наверстывает упущенное. Сказывается традиционная каникулярная пауза, к которой в этом году прибавилось ухудшение погоды в ряде регионов и, как следствие, сложности с движением груженых и порожних составов в припортовых зонах. Например, в первой декаде января имели место серьезные проблемы с организацией выгрузки в портах Туапсе и Новороссийск. В связи с этим движенцы были вынуждены ввести ряд ограничений по погрузке в адрес Туапсе и Новороссийска – до 50% объемов погрузки.

К тому же ряд специалистов указывают на то, что в декабре прошлого года сеть вывезла все, что могла, и даже немножко больше. «Во многом в силу особенностей конъюнктуры на мировых и отечественных товарных рынках в декабре было особенно выгодно закупать и, соответственно, перевозить, – считает директор по логистике крупного промышленного холдинга. – Отчасти из-за этого некоторая часть январских объемов была вычерпана еще в декабре». Этот тезис подтверждается статистикой последней недели января 2016-го, согласно которой сети удалось сократить разрыв в отставании к прошлогодним объемам.

Тем не менее очевидно, что на фоне общего падения экономики спрос на грузовые перевозки расти не будет, а конкуренция внутри транспортного сектора обострится. При этом выигрывать будут те участники рынка, кто сумеет предоставить адекватный запросам сервис даже при нисходящем тренде.

Марина Ермоленко 

Печатная версия

Назад к списку новостей

Вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться чтобы оставить комментарий

Комментарии (0)