Как уточнил старший вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Краснощек, сейчас на общесетевом уровне решается ряд конкретных задач по интеллектуализации управления перевозками. Среди важнейших из них названо создание современной системы разработки и ведения актуального графика движения поездов. Другая не менее важная цель – программное обеспечение факторного анализа выполнения показателей эксплуатационной работы железнодорожного транспорта. Крайне значимый проект – расширение сферы применения электронной цифровой подписи: она должна охватывать организацию перевозочного процесса. Это позволит перейти на безбумажный документооборот. При этом повысится ответственность персонала за качество и контроль выполнения принимаемых решений.
На ряде маршрутов осуществляется серия пилотных проектов, позволяющих отработать отдельные компоненты ИСУЖТ. Одним из ключевых из них является тот, что реализуется на маршруте Бусловская – Санкт-Петербург – Москва. Здесь предстоит усовершенствовать технологии управления движением поездов в нештатных ситуациях на участках, где осуществляется как скоростные, так и грузовые перевозки.
Также предполагается тиражировать на сеть опыт, накопленный на маршруте Ростов – Туапсе – Сочи, где внедрены типовые решения по управлению движением поездов на участках с активными пассажирскими и грузовыми транспортировками.
Масштабный «пилотник» охватывает Восточный полигон. Здесь обкатываются элементы бесстыковых технологий железнодорожных перевозок. В частности, речь идет о функциях прогнозирования и моделирования использования локомотивных парков, а также работы локомотивных бригад. Отрабатывается система взаимодействия движенцев с инфраструктурным блоком. Кроме того, поставлена задача найти алгоритмы, увязывающие системы управления движением с поездной работой дальневосточного направления.
Типовые технологии управления движением поездов на участках с интенсивными грузовыми перевозками испытываются на двух полигонах – на Невельском направлении и Южном ходу Восточно-Сибирской железной дороги. В первом случае речь идет о решениях для однопутных участков пути, а во втором – для двухпутных.
Все эти новые методы, алгоритмы и конкретные разработки в области управления и автоматизации производственных процессов должны быть в итоге интегрированы в рамках единой интеллектуальной системы управления на железнодорожном транспорте.
«Основная задача при этом – оптимально автоматизировать работу персонала в диспетчерских и на станциях. Все решения должна подсказывать специалистам АСУ, они в свою очередь – следовать советам компьютера или корректировать их в зависимости от складывающейся обстановки», – отметил А. Краснощек.
При этом он подчеркнул, что поставлена цель базировать все ключевые проекты ОАО «РЖД», связанные с технологиями управления перевозок, преимущественно на российском программном обеспечении. От зарубежных продуктов придется отказываться или кардинально их видоизменять, адаптировать в соответствии со стандартами безопасности, принятыми в ОАО «РЖД».
Александр Солнцев


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



