+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.02.2016 11:45:53
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Инновационные рельсы – способ удешевить железнодорожную инфраструктуру

В Белорусском университете транспорта сообщили о создании нового сплава Monicu, из которого можно отливать недорогие, но прочные железнодорожные рельсы. 

В Гомеле предложили свой план

По словам одного из авторов изобретения, профессора университета Леонида Сосновского, материал по своим свойствам – нечто среднее между чугуном и сталью. А его название образовано от начальных букв трех химических элементов: молибдена, никеля и купрума. Именно их комбинация, судя по всему, и позволила создать своего рода высокопрочный чугун.

Л. Сосновский утверждает, что стоимость литого рельса из Monicu будет вдвое дешевле, чем катанного из стали. В частности, за счет того, что при переходе на литье затраты на электроэнергию уменьшаются на 50%.

По данным Белорусского университета транспорта, изготовлено четыре рельса Monicu. Их испытания на Гомельской дистанции пути в течение 16 месяцев показали, что эксплуатационная стойкость у новых рельсов примерно такая же, как и у стальных.

После обсуждения изобретения белорусских ученых на заседании главных инженеров железнодорожных администраций государств Евразийского экономического союза, которое недавно прошло в Гомеле, специалисты рекомендовали провести дальнейшие испытания рельсов из Monicu, чтобы получить гарантии обеспечения безопасности движения.

Сейчас готовится белорусско-российская встреча на высоком уровне, в ходе которой должен быть выработан план по организации производства литых рельсов. Потенциал рельсового рынка Союзного государства оценивается в 1 млн т в год.

Сплав с секретом

Как прокомментировали специалисты компании «Мечел», на данный момент нельзя утверждать, что новый материал полностью соответствует критериям обеспечения безопасности движения поездов, в том числе тяжеловесных и скоростных пассажирских.

«Мы не имеем конкретных технических характеристик рельсов, изготовленных методом литья, а также четких данных об испытаниях. Поэтому и сравнивать их с катаными рельсами по эксплуатационным свойствам невозможно», – рассказал представитель компании.

По его словам, качество литых рельсов вызывает сомнения: при такой технологии возникает ряд недостатков, которые сложно преодолеть при выпуске рельсов. В частности, известно, что в структуре литого металла могут быть внутренние несплошности, есть риски повышенной хрупкости при нагрузках. А кроме того, в условиях массового производства трудно обеспечить точность литья, необходимую для выпуска рельсов.

Как отметили технологи «Мечела», технология производства такой продукции по стандартам, которые предъявляют в ОАО «РЖД», достаточно сложная. Заводам необходимо оснащать цеха специальным рельсобалочным станом с особым способом термообработки для придания металлу требуемых эксплуатационных свойств по износостойкости, прочности и пределу выносливости.

Инновациям потребуется свой стандарт

По сведениям специалистов ООО «Уральская железнодорожная компания», литые рельсы могут использоваться как исключение на кривых очень малых радиусов, а также при изготовлении стрелочных переводов.

В Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта подтвердили, что на практике литые рельсы применялись только для обустройства трамвайных путей, которые должны отвечать ряду противоречивых требований: быть одновременно прочными и твердыми для противостояния истиранию, а также гибкими, чтобы было можно вписать их в повороты.

Вместе с тем, по данным ТПК «МеталлХолдинг», железнодорожные рельсы представляют по своему типу специальный металлопрокат.


По информации ОАО «РЖД», следует также учитывать срок службы железнодорожных рельсов, который обусловлен качеством рельсовой стали и изготовления рельсов. Кроме того, рельсы могут быть разных типов – в зависимости от эксплуатационных характеристик пути (плана и профиля), осевой нагрузки, типа обращающегося подвижного состава, скоростей движения поездов, климатических условий.


В ОАО «РЖД» внедряют инновационную продукцию. Например, на экспериментальном кольце ОАО «ВНИИЖТ» недавно испытали новый тип рельсов – бейнитные, которые оказались менее подверженными поверхностным и контактно-усталостным дефектам. Рельсы должны выдерживать тяжелые грузовые составы и самые суровые погодные условия.

Соответственно, для того чтобы на сети российских железных дорог могли использоваться рельсы из нового материала, потребуется внести поправки в законодательство. Для сплава Monicu необходимо сначала разработать свой стандарт.

Александр Солнцев 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions