В Белорусском университете транспорта сообщили о создании нового сплава Monicu, из которого можно отливать недорогие, но прочные железнодорожные рельсы.
По словам одного из авторов изобретения, профессора университета Леонида Сосновского, материал по своим свойствам – нечто среднее между чугуном и сталью. А его название образовано от начальных букв трех химических элементов: молибдена, никеля и купрума. Именно их комбинация, судя по всему, и позволила создать своего рода высокопрочный чугун.
Л. Сосновский утверждает, что стоимость литого рельса из Monicu будет вдвое дешевле, чем катанного из стали. В частности, за счет того, что при переходе на литье затраты на электроэнергию уменьшаются на 50%.
По данным Белорусского университета транспорта, изготовлено четыре рельса Monicu. Их испытания на Гомельской дистанции пути в течение 16 месяцев показали, что эксплуатационная стойкость у новых рельсов примерно такая же, как и у стальных.
После обсуждения изобретения белорусских ученых на заседании главных инженеров железнодорожных администраций государств Евразийского экономического союза, которое недавно прошло в Гомеле, специалисты рекомендовали провести дальнейшие испытания рельсов из Monicu, чтобы получить гарантии обеспечения безопасности движения.
Сейчас готовится белорусско-российская встреча на высоком уровне, в ходе которой должен быть выработан план по организации производства литых рельсов. Потенциал рельсового рынка Союзного государства оценивается в 1 млн т в год.
Как прокомментировали специалисты компании «Мечел», на данный момент нельзя утверждать, что новый материал полностью соответствует критериям обеспечения безопасности движения поездов, в том числе тяжеловесных и скоростных пассажирских.
«Мы не имеем конкретных технических характеристик рельсов, изготовленных методом литья, а также четких данных об испытаниях. Поэтому и сравнивать их с катаными рельсами по эксплуатационным свойствам невозможно», – рассказал представитель компании.
По его словам, качество литых рельсов вызывает сомнения: при такой технологии возникает ряд недостатков, которые сложно преодолеть при выпуске рельсов. В частности, известно, что в структуре литого металла могут быть внутренние несплошности, есть риски повышенной хрупкости при нагрузках. А кроме того, в условиях массового производства трудно обеспечить точность литья, необходимую для выпуска рельсов.
Как отметили технологи «Мечела», технология производства такой продукции по стандартам, которые предъявляют в ОАО «РЖД», достаточно сложная. Заводам необходимо оснащать цеха специальным рельсобалочным станом с особым способом термообработки для придания металлу требуемых эксплуатационных свойств по износостойкости, прочности и пределу выносливости.
По сведениям специалистов ООО «Уральская железнодорожная компания», литые рельсы могут использоваться как исключение на кривых очень малых радиусов, а также при изготовлении стрелочных переводов.
В Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта подтвердили, что на практике литые рельсы применялись только для обустройства трамвайных путей, которые должны отвечать ряду противоречивых требований: быть одновременно прочными и твердыми для противостояния истиранию, а также гибкими, чтобы было можно вписать их в повороты.
Вместе с тем, по данным ТПК «МеталлХолдинг», железнодорожные рельсы представляют по своему типу специальный металлопрокат.
По информации ОАО «РЖД», следует также учитывать срок службы железнодорожных рельсов, который обусловлен качеством рельсовой стали и изготовления рельсов. Кроме того, рельсы могут быть разных типов – в зависимости от эксплуатационных характеристик пути (плана и профиля), осевой нагрузки, типа обращающегося подвижного состава, скоростей движения поездов, климатических условий.
В ОАО «РЖД» внедряют инновационную продукцию. Например, на экспериментальном кольце ОАО «ВНИИЖТ» недавно испытали новый тип рельсов – бейнитные, которые оказались менее подверженными поверхностным и контактно-усталостным дефектам. Рельсы должны выдерживать тяжелые грузовые составы и самые суровые погодные условия.
Соответственно, для того чтобы на сети российских железных дорог могли использоваться рельсы из нового материала, потребуется внести поправки в законодательство. Для сплава Monicu необходимо сначала разработать свой стандарт.
Александр Солнцев
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions