+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.04.2016 17:20:32
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

Экспресс-доставке кризис нипочем

На протяжении 5 лет российский рынок экспресс-доставки показывал положительную динамику. Однако темпы роста год от года сокращались. Каким будет 2016-й для этой отрасли?
 

Онлайн-ритейл поддержал логистов

Основным драйвером роста, несмотря на экономическую рецессию, в сегменте экспресс-доставки эксперты называют развитие интернет-торговли. По оценке экспертов J’son & Partners Consulting (J&P), российский рынок экспресс-доставки в 2015 году составил 54,6 млрд руб. Наблюдается увеличение зависимости данного сегмента от онлайн-торговли, что объясняется заметным развитием услуг доставки для интернет-магазинов.

Согласно исследованию аналитической компании J’son & Partners Consulting, по итогам 2015-го мировой рынок экспресс-доставки вырос на 12% и составил $242 млрд. Российский же показывает стабильный рост на 5% в год. По оценкам отраслевых экспертов, основной объем рынка приходится на 8–10 крупнейших игроков. Как отмечают эксперты J&P, в индустрии наблюдается стагнация в B2B-сегменте и замедление темпов роста B2C-сегмента. В 2016-м ожидается небольшое сокращение объемов рынка в связи с экономической обстановкой, пониженной покупательной способностью населения и сокращением темпов роста интернет-торговли в России.

По оценкам экспертов, за 2015 год количество заказов, которые сделали россияне в зарубежных интернет-магазинах, выросло на 75%. «Лидером трансграничной интернет-торговли остается Китай, на магазины которого по итогам прошлого года пришлось 70% продаж. Данное направление сохраняет большой потенциал для деловых взаимоотношений и в будущем», – полагает директор департамента логистики и операций City Express Александр Анзин.

Также стоит отметить, что сегодня возрос интерес и со стороны Китая к российским продуктам. По словам президента Национальной ассоциации дистанционной торговли Александра Иванова, у зарубежных клиентов интернет-магазинов сейчас наиболее востребованы российские товары народного потребления. «Список того, что покупают иностранцы через интернет в России, очень велик и еще может быть расширен. В данный момент это в основном продукты питания долгого хранения, например шоколад, рыбные изделия, консервация. Плюс косметика. Кроме того, у иностранных покупателей есть определенный интерес к некоторым российским брендам одежды», – рассказал А. Иванов.

Однако, по его мнению, о наращивании экспорта e-commerce говорить преждевременно. Объем посылочного экспорта, по наблюдениям А. Иванова, хоть и растет, но по-прежнему незначителен. «Он составляет чуть больше 1% от импорта. Для сравнения: в 2014 году за рубеж было отправлено 1,4 млн посылок, в 2015-м, по предварительным подсчетам, – 1,9 млн. При этом объем посылочного импорта составил 75 и 115 млн отправлений соответственно», – комментирует эксперт.

Переход на аутсорсинг добавил работы

Кризис и санкции, без сомнения, повлияли на транспортно-логистическую отрасль, однако кардинальных изменений в этом сегменте бизнеса не произошло. Тем более что специфика деятельности транспортных компаний обязывает оперативно подстраиваться под меняющиеся настроения на рынке. В то же время снижение курса рубля и покупательной способности населения, а также ограничения по импорту заставили участников рынка искать пути оптимизации своей логистики, снижать затраты и находить возможности использования отечественного оборудования, продуктов и сырья.

«Когда нерентабельно содержать собственную службу доставки или же, к примеру, когда на деятельность компании влияет сезонный фактор и объемы заказов резко возрастают, то переход на аутсорсинг – вполне закономерный процесс», – говорит директор по логистике холдинга «РосАгроМаркет» Андрей Филатов. По его словам, обычно на аутсорсинг отдают как доставку небольших партий грузов, так и организацию комплексных поставок под ключ. «В каждом конкретном случае компания считает, что ей выгоднее, и на основе этого принимает решение», – добавляет он.

Директор департамента сборных грузов ООО «Траско» Юрий Чертилов полагает, что на аутсорсинг можно перевести не только доставку грузов, их таможенное оформление, складирование и дистрибуцию, но и в перспективе – внешнее управление складскими запасами и закупками. Как считает руководитель департамента транспортной логистики Pony Express Павел Балакин, если этого потребует рынок, логистические компании могут предложить и более расширенный ассортимент услуг. Например, управление запасами при возвратной логистике.

По словам А. Анзина, крупным игрокам и тем, кто остался на плаву, пришлось пересмотреть свои расходы, значительно сократив издержки. «Таким образом, со снижением деловой активности уменьшилось количество рабочей документации, доставка которой является нашей основной специализацией. Падение в этом сегменте для нас может быть компенсировано в первую очередь развитием сотрудничества с e-commerce», – отмечает он.

Кроме того, эксперт прогнозирует, что ритейлеры, представленные сегодня на российском рынке, будут уходить в электронную торговлю, сокращая затраты на аренду торговых площадей и персонал. Так, согласно статистике, в 2014-м внутренний рынок интернет-продаж в России вырос на 35% по сравнению с предыдущим годом, в 2015-м – на 16%.

Новое слово в экспресс-доставке

Но сегодня активно набирает обороты и еще одна тенденция. Основатель и генеральный директор курьерского сервиса «Пешкарики» Дмитрий Петров считает, что будущее не просто за аутсорсингом, а за краудсорсингом. «Это новая и, на мой взгляд, единственно возможная модель в условиях цифровой реальности. Сегодня в лидерах именно те компании, которые для решения своих задач мобилизуют ресурсы и людей посредством информационных технологий. Это «Яндекс.Такси», «Такси везет», Uber, «АлиЭкспресс», «Озон», eBay. Даже крупнейшие интернет-гипермаркеты на самом деле являются сейчас маркетплейсами», – считает он. По его словам, компании, использующие краудсорсинговые или распределенные ресурсы, рано или поздно станут основными операторами на рынке внутригородской логистики.

Отметим, что первые краудсорсинговые компании по доставке появились в России только в 2013 году, в то время как во всем мире они уже давно завоевали свою аудиторию. Такой подход позволяет экономить на основных статьях расходов: окладе курьеров, содержании парка машин и т. д. «В основном мы доставляем грузы весом от 1 до 10 кг. Как правило, это мелкая электроника, книги, косметика, одежда, игрушки, запчасти и т. п. Отдельно стоит выделить доставку документов. Несмотря на то, что в стране существует электронный документооборот, все-таки основная масса документов по-прежнему доставляется в бумажном виде», – добавляет эксперт.

Меняется рынок, меняется клиент, а следом и компании, предлагающие свои услуги грузовладельцам. Этот процесс обещает быть интересным. А какую выгоду он принесет каждой из сторон, оценить можно будет совсем скоро.

Удастся ли удержаться на плаву?

По прогнозам аналитиков J&P, в текущем году ожидается небольшое падение рынка вследствие продолжающейся экономической неопределенности. По словам коммерческого директора Boxberry Алексея Бездеткина, ограничивающими факторами развития стали стагнация производства, снижение темпов роста реальных доходов населения, а также падение цен на нефть. «Есть и другие факторы, которые замедляют рост рынка экспресс-доставки. Во-первых, обострилось давление конкурентов на клиентов. Это и ценовой демпинг, и внедрение новых логистических маршрутов, новых технологий, и многое другое. Во-вторых, из-за кризиса клиенты снижают объемы отправок, сокращают бюджет на экспресс-почту, выбирают более экономичные варианты доставки. И в-третьих, многие компании не были готовы к демпингу и снижению объемов, поэтому испытывают проблемы, начинают жить на оборотные средства или уже ушли с рынка», – комментирует он.

Однако участники рынка единогласно заявляют, что e-commerce остается ключевым драйвером рынка и окажет основное влияние на развитие экспресс-доставки в 2016 году. Более того, по мнению отраслевых аналитиков, у участников рынка есть шанс нарастить свою долю в данном сегменте, несмотря на неблагоприятную ситуацию в экономике.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions