• Ставка на полувагон
    2079
    1.3 %
    руб./сут.
    январь 2019
  • Индекс качества III квартал 2018г. - 58 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 67.08 -0.11 EUR ЦБ РФ 76.95 -0.12
    BTC 3618.74 usd BTC 242310.47 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.09.2015 11:37:58
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Локомотивостроение в поисках формулы успеха

Завершившийся V Международный железнодорожный салон техники и технологий EXPO 1520 продемонстрировал, что справедливый для ряда областей тезис «Россия перестает быть машиностроительной державой» к транспортному машиностроению уж точно не относится. Подтверждение тому – десятки образцов новой техники, выставленные для обозрения участниками салона, и десятки заключенных контрактов. 


Однако ситуация в экономике такова, что многочисленные новинки могут так никогда и не попасть на конвейер для массового производства. Железнодорожная отрасль находится на очередной развилке, и ее дальнейший путь зависит от объема инвестиций, который удастся привлечь на закупку инновационной техники в сфере вагоностроения и производства локомотивов. Назначение нового главы ОАО «РЖД» Олега Белозёрова, от позиции которого во многом зависит скорость реализации заключительного этапа реформирования железнодорожного транспорта, придало V салону EXPO 1520 дополнительную интригу и интерес со стороны инвесторов.


Нельзя отрицать, что происходящая революция в смене поколений локомотивов, работающих на сети отечественных железных дорог, – главным образом заслуга инфраструктурной компании. Именно ОАО «РЖД» способствовало постановке на производство локомотивов четвертого и уже пятого поколений и форсировало потребность кооперации отечественных заводов с лидерами западного рынка. Но при этом, если говорить о магистральных и пассажирских машинах, до сих пор именно холдинг и определял объемы их закупок через размер собственной инвестиционной программы.

Снижение финансирования, направленного на закупку локомотивов, негативно влияет на экономику не только самой компании, в которой требует замены до 70% парка, и машиностроительных предприятий, недополучающих доходы, но также и государства. Например, по оценкам ИПЕМ, сокращение инвестпрограммы ОАО «РЖД» на 2015 год в отношении закупок локомотивов на 28% (23 млрд руб.) по сравнению с 2013-м уже привело к уменьшению налоговых выплат в консолидированный бюджет на 44% (15 млрд руб., из них 11,4 млрд – в федеральный бюджет) и снижению занятости в сфере локомотивостроения на 9,6% (3,4 тыс. человек).

В то же время одним из основных пожеланий, прозвучавших в адрес О. Белозёрова при его назначении, стало уменьшение размеров дотационных выплат РЖД со стороны государства. А это означает, что железнодорожникам предстоит сделать трудный выбор при определении параметров приобретаемой железнодорожной техники.

По словам заместителя начальника департамента технической политики ОАО «РЖД» Давида Киржнера, прозвучавшим на круглом столе в рамках EXPO 1520, посвященном локомотивостроению в условиях низкого спроса, ценовые показатели машин нового поколения в несколько раз выше, чем у переходных образцов. Кроме того, эффективность использования машин пятого поколения появляется только при пробеге от 800 км, что сегодня недостижимо на большинстве полигонов европейской части сети дорог. При этом в компании не отказываются от закупок современных машин, но в качестве компромисса предлагают использовать их только на тех участках, которые способны дать реальный эффект, а для остальных железных дорог приобретать более дешевые модели, пусть даже с менее совершенными эксплуатационными показателями.

Изюминку рынку локомотивов в России добавило также появление на нем нового игрока – ООО «Первая локомотивная компания», за которым стоит один из мировых лидеров, а именно Bombardier. В Щербинке публике представили выпущенный на Энгельсском локомотивном заводе двухсистемный грузовой электровоз 2ЭВ120 «Князь Владимир», созданный с использованием технологий локомотива TRAXX. Машина предназначена для вождения грузовых поездов общей массой 7000–9000 т на протяженных (2–3 тыс. км) участках железных дорог с шириной колеи 1520 мм.

До сих пор канадская компания не могла попасть на рынок локомотивов широкой колеи, уступив в борьбе своим конкурентам из Siemens и Alstom, работающим в кооперации с группой «Синара» и «Трансмашхолдингом». В ОАО «РЖД» отмечают, что их устраивает продуктовая линейка и расширять ее не намерены. Шаг Bombardier по выводу на рынок дорогой машины без подтвержденных контрактов выглядит достаточно странным, если не учитывать одно но. А именно высказанную не так давно инициативу Совета потребителей услуг ОАО «РЖД» по созданию в рамках Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года нескольких перевозчиков, располагающих собственным парком локомотивов. Возможно, для них конкуренция между производителями тягового подвижного состава будет более важной, чем для единственного на сегодня перевозчика.

Алексей Лебедев
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Globaltrans в 2018 году увечил парк вагонов на 8%, до 4,7 тыс. единиц

Globaltrans в 2018 году увечил парк вагонов на 8%, до 4,7 тыс. единиц
Железнодорожный оператор Globaltrans в 2018 году увечил парк вагонов на 8%, до 4,7 тыс. ед., говорится в сообщении компании от 16 января.
РЖД-Партнер

Контейнерооборот COSCO Shipping Ports в 2018 году вырос на 11,5%, до 98 млн TEU

Контейнерооборот COSCO Shipping Ports в 2018 году вырос на 11,5%, до 98 млн TEU
Оборот контейнерных терминалов COSCO Shipping Ports (CSP) по итогам 2018 года увеличился на 11,5% по сравнению с 2017-м и составил 98,04 млн TEU, говорится в сообщении оператора.
РЖД-Партнер

Первые поездки по невозвратному тарифу можно будет совершить 19 апреля на двух маршрутах

Первые поездки по невозвратному тарифу можно будет совершить 19 апреля на двух маршрутах
С 20 января пассажиры поездов дальнего следования АО "ФПК" (дочернее общество ОАО "РЖД") смогут приобретать билеты по невозвратным тарифам. Совершить поездку по невозвратному билету можно будет с 19 апреля, сообщает официальный сайт монополии.

  1. Операторы предлагают создать единую методику баланса парка для избежания коллапса на сети. Поможет ли такой метод регулирования вагонной составляющей повысить эффективность железнодорожных перевозок?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions