+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.01.2016 15:44:59
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Экономика тормозит контейнеризацию

Контейнеры наиболее востребованы в международных перевозках и при транспортировке грузов с высокой добавленной стоимостью или повышенными требованиями к сохранности, например оборудования, потребительских товаров, электроники, цветных металлов, целлюлозы и т. д. Именно поэтому основным драйвером роста рынка является потребительский и инвестиционный спрос, а также экспорт относительно дорогостоящих сырьевых товаров, продажи которых в последние годы развивались более быстрыми темпами по сравнению с экономикой в целом, однако в минувшем году именно по этим номенклатурам больнее всего ударил кризис.
 

Рынок под давлением

За 15 лет доля контейнерных грузов удвоилась, но это все равно не более 3–4% от всей грузовой базы. В развитых странах показатели в разы больше. На результаты работы транспортно-логистических компаний и, как следствие, ОАО «РЖД» в 2015 году влияло немало внешних факторов. Во-первых, как отмечают отраслевые аналитики, падение внешнеторгового оборота, прежде всего импорта. И, во-вторых, снижение объемов промышленного производства и низкий уровень потребительской активности. Больше всего просел импорт, в то время как в первые месяцы 2015-го увеличились объемы экспорта. В сегменте грузоперевозок в крупнотоннажных контейнерах произошла переориентация направлений грузопотока. Однако превалирование экспорта над импортом уже во второй половине года несколько сократилось. «Если в начале года поставщики наших основных экспортных товаров резко нарастили объемы, пытаясь ухватить максимум выгоды от значительного падения курса рубля, то в течение года цены на сырье в мире падали, и достаточно быстро. Именно поэтому даже низкий курс рубля не смог спасти экспортеров от провала рынка», – комментирует директор по направлению «аналитика и логистика» компании «Морстройтехнология» Александр Головизнин.

По мнению экспертов, одним из вариантов увеличения объемов грузоперевозок может стать рост контейнеризации внутрироссийских поставок, особенно на расстояния свыше 2 тыс. км. Они полагают, что импортозамещение европейских товаров развивает внутрироссийский товарообмен и стимулирует рост транспортировок из государств Азиатско-Тихоокеанского региона и стран ближнего зарубежья. Нельзя не сказать и о том, что на фоне падения объемов импортных перевозок, связанного с изменением курса рубля по отношению к доллару, евро и швейцарскому франку, наблюдается стабильный рост объема транзитных перевозок грузов, в том числе по Транссибирской магистрали. Отметим, что в сегодняшних экономических условиях предоставление данной услуги для России весьма выгодно. Дело в том, что плата за транзит по принадлежащей ОАО «РЖД» инфраструктуре производится в швейцарских франках – валюте, которая постоянно укрепляется.

Падение как неизбежность

Основная доля контейнерных грузов – это товары народного потребления и продовольственные товары зарубежного производства, спрос на которые упал вследствие снижения покупательной способности населения, девальвации рубля и контрсанкций РФ.

Также значительно снизился объем перевозимых по железной дороге в контейнерах химических и минеральных удобрений по сети железных дорог России. Так, в 2015 году они сократились на 50,1% относительно 2014-го, до 21,89 тыс. TEU. На экспорт было отправлено 19,01 тыс. TEU, что на 54,2% меньше показателя 2014 года (41,5 тыс. TEU). А во внутреннем сообщении перевезено 2,41 тыс. TEU (+34,9%). Транзитные перевозки составили 453 TEU (-6,4%), импортные – 16 TEU (-70,4%).

Пострадала и перевозка металлических конструкций – на 30,7%. В том числе во внутреннем сообщении было перевезено 4,78 тыс. TEU (-18,8%). Снижение импортных перевозок составило 62,1%, до 563 TEU, транзитных – 38,7%, до 1,59 тыс. TEU, экспортных – 68,5%, до 17 TEU.

Однако эти номенклатуры занимают небольшую долю в общем объеме контейнерных грузов, в отличие от промтоваров. За прошлый год их было транспортировано по сети РЖД 142,83 тыс. TEU. Объем перевозки данной категории грузов просел на 12,4% по отношению к уровню 2014-го. Надо отметить, что объем импорта и экспорта снизился на 16,9 и 21,1% соответственно. В то же время транзитные перевозки показали рост на 43,9% и составили 24,32 тыс. TEU.

Похожая ситуация прослеживается и при перевозке других номенклатур. Так, транспортировка строительных грузов в контейнерах по сети РЖД в 2015 году сократилась на 13,3%, до 78,47 тыс. TEU, лома черных металлов – на 12,9%, до 21,8 тыс. TEU, мяса – на 12,1%, до 14,08 тыс. TEU, фасованных топливных присадок и масел – на 3,9%, до 72,2 тыс. TEU.

Рост вопреки ожиданиям

Однако не все так плохо, как могло бы быть. На 40,7% относительно аналогичного периода прошлого года увеличилось количество транспортируемых в контейнерах зерновых грузов и составило 3,67 тыс. TEU. В том числе во внутреннем сообщении за прошлый год было перевезено 2,07 тыс. TEU (+0,9% к уровню 2014 г.), в экспортном – 1,26 тыс. TEU (рост в 5,4 раза), в импортном – 212 TEU (+21,1%), транзитном – 136 TEU (-9,9%). Показали рост и перевозки рыбы и рыбопродуктов в контейнерах по сети железных дорог России по итогам 2015-го. Увеличение составило 8,7% относительно аналогичного периода предыдущего года, до 18,91 тыс. TEU.

Чаще в прошлом году стали пользоваться железной дорогой при доставке продуктов перемола в контейнерах на 4,2% (7,1 тыс. TEU), цветных металлов – на 2,5% (97,62 тыс. TEU).

Как ранее комментировал РЖД-Партнеру генеральный директор ОАО «ВМТП» Константин Соколов, именно применение контейнеров дало возможность реализовать технологию доставки груза от двери до двери. «Современные технологии позволяют перевозить в контейнерах практически любые виды грузов – сыпучие, навалочные, тарно-штучные, крупногабаритные, тяжеловесные, объемные. Конечно, в пределах объема и грузоподъемности контейнера. Кроме того, возможно осуществлять поставки и малыми партиями, меньше времени уходит не только на загрузку-выгрузку, но и на транспортировку груза до конечного потребителя. Но главное – контейнеризация грузовых перевозок приводит к снижению логистических (промежуточных, складских) операций, что в конечном итоге сказывается на стоимости товара», – подчеркивает К. Соколов.

Помимо кризиса в экономике, участники рынка отмечают, что развитию контейнерного бизнеса в России во многом мешает дефицит пропускной способности сети. Среди сдерживающих факторов эксперты называют не только неразвитость внутренней инфраструктуры по обработке контейнеров, но и ее общее состояние.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions