Напомним, что классическое определение коридора «Приморье-1» – маршрут в направлении Харбин – Муданьцзян – Суйфэньхэ/Пограничный, Суйфэньхэ/Гродеково, Дунин/Полтавка – Уссурийск – порты Владивосток/Восточный/Находка – морские линии. Коридор «Приморье-1» является составной частью глобального коридора «Суйфэньхэ» через Монголию, Китай и РФ.
Коридор «Приморье-2» проходит через следующие точки: Чанчунь – Цзилинь – Хуньчунь/Краскино, Хуньчунь/Махалино – порт Зарубино – морские линии. Длина МТК «Приморье-2» – 70 км, «Приморье-1» – 250 км. В обоих МТК присутствует как автомобильная, так и железнодорожная составляющая.
«Уникальное географическое положение Приморского края и его соседство с северо-восточными границами Китая создают конкурентное преимущество для развития региона и существенные возможности для развития взаимовыгодной торговли с Китаем. Этот потенциал торговли мы считаем возможным реализовать через развитие коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Прогнозный поток по коридору «Приморье-1» может составить около 7 млн т, по коридору «Приморье-2» – 35 млн т», – отметил О. Рой.
По его словам, транспортная инфраструктура МТК «Приморье-1» почти готова: есть автомобильная дорога, строится четырехполосная дорога-дублер Владивосток – Находка – порт Восточный. Но с точки зрения привлекательности для инвесторов более интересен коридор «Приморье-2». Однако он имеет ряд сложностей: пограничный железнодорожный переход Хуньчунь/Махалино подходит номенклатурно только для двух видов грузов – руды и угля. Для его функционирования в полноценном режиме необходима глубокая модернизация. В том числе его необходимо оборудовать стационарными инспекционно-досмотровыми комплексами.
О. Рой отмечает, что по проекту развития МТК «Приморье-2» необходимо согласовать юридическую и финансовую структуру, определить варианты строительства новой/реконструкции действующей железнодорожной линии на участке государственной границы Махалино – Зарубино (с учетом размера колеи) и разработать банковское технико-экономическое обоснование проекта по развитию МТК «Приморье-2».
В сентябре этого года между собственником порта в Зарубино – Морской порт в бухте Троицы (ООО «МПБТ») и китайской компанией ЗАО «Северо-Восточная Азия» было подписано соглашение об открытии судоходной линии Хуньчунь (КНР) – Зарубино (Приморский край) – Нинбо (КНР).
«После этого подписания по этой линии было перевезено 322 контейнера – с медной рудой, кукурузой, сухим молоком. Время, затраченное для осуществления государственного контроля транзитных контейнеров на 1 поезд при пограничном осмотре и сверке ЗПУ, составило 24 минуты по маршруту Хуньчунь – Зарубино и 41 минуту – в обратном направлении», – говорит О. Рой.
Для китайских партнеров принципиальным является вопрос по строительству нового участка железной дороги Хуньчунь – Зарубино и реконструкции действующего участка на совмещенную колею стандарта 1520 и 1435 мм.
С российской стороны определился пул инвесторов – активное участие проявляет Управляющая портовая компания, компания «Стройгазмонтаж» (принимающая участие в строительстве моста в Крыму), Объединенная зерновая компания и ряд других российских инвесторов. С китайской стороны – компания China Merchants Group – крупнейший логистический оператор в КНР, сельскохозяйственные компании Joyvio Group и Juisan Group и China Communications Construction Co.
Предварительные расчеты необходимых инвестиций и предполагаемой модели говорят о том, что проект морского терминала должен окупиться за 7–8 лет.
Напомним, что концепцию развития МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» правительство РФ утвердило в декабре 2016 года. В мае этого года на церемонии открытия международного форума «Один пояс – один путь» президент РФ Владимир Путин предложил объединить инфраструктурные проекты, заявленные в инициативе Шелкового пути, с проектами Евразийского экономического сообщества, в том числе с СМП.
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



