+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.12.2017 14:22:59
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Три мифа о едином окне

Российское транспортное сообщество уже довольно давно обсуждает внедрение в практику механизма единого окна для таможенного оформления грузов в морских портах. В ходе дебатов тема успела обрасти множеством мифов. РЖД-Партнер попросил представителя одной из компаний, работающей в сфере таможенного оформления – «Спецгрузавтотранс» (SPEGAT) и далекой от баталий по разработке данного механизма, прочесть соответствующие рекомендации Европейской экономической комиссии ООН и пояснить, как в них трактуется понятие единого окна и порядок подачи электронных документов. Своими размышлениями делится руководитель новороссийского подразделения SPEGAT Арсен Мирзоян.
Три мифа о едином окне
Сверяемся с первоисточником

– Арсен Георгиевич, по идее, изменения регламентов российской таможни должны учитывать лучшие мировые практики в этой сфере. Они отражены в стандартных инструкциях ЕЭК ООН, в частности в рекомендации № 33 Центра ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН). Какова же мировая практика?

– В рекомендациях ЕЭК ООН сказано, что единое окно – это механизм, позволяющий сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, предоставлять стандартизированную информацию, используя единый пропускной канал, для того чтобы выполнить все регуляторные требования в сфере документального сопровождения импорта, экспорта и транзита грузов. Если информация направляется в электронном формате, то ее отдельные элементы должны предоставляться единожды и не дублироваться в других документах.

– Это основополагающие принципы технологии, которая хорошо зарекомендовала себя во многих странах. Почему она не используется в РФ?

– Сложно сказать. Иногда обсуждаемые в публичном пространстве изменения не всегда соотносятся с планами их инициаторов. Бывает так, что первопричина забывается, и мы наблюдаем лишь ее последствия и разговоры, в ходе которых рождаются мифы. В российском транспортном сообществе при обсуждении концепции единого окна возникло как минимум три таких мифа. Давайте рассмотрим их детально и сверим с первоисточником – рекомендациями ЕЭК ООН – и тогда, возможно, станет ясно, почему с успехом внедренная за рубежом технология у нас пока не работает.

Миф первый: предварительное информирование – это обязательная процедура

– Есть ли в рекомендациях ЕЭК ООН такое понятие как предварительное информирование?

– Такое определение в рекомендациях ООН отсутствует. Однако в России оно почему-то фигурирует на всех совещаниях, где обсуждаются вопросы таможенной деятельности. В рекомендациях ЕЭК ООН черным по белому написано, что участники внешнеторговых отношений должны выполнять все необходимые регуляторные требования, и прежде всего речь идет о создании универсального механизма, призванного обеспечить выполнение правил в рамках действующих процедур.

– Выходит, что предварительное информирование в концепции единого окна является излишеством?

– Такая формулировка не совсем точна. Предварительное информирование – это дополнительное действие, обеспечивающее выполнение основной процедуры, которая называется прохождением таможенного контроля.

Миф второй: электронный учет документов обязателен

– Почему ФТС России требует предоставлять документы для учета перемещения грузов в электронном формате?

– Поскольку отечественные госорганы сами сформировали требования по обязательному переводу всех физических процедур в электронный формат, то и электронный учет всех документов, предоставляемых при заходе судна с грузом в порт, также стал обязательным.

– А есть ли что-то похожее в рекомендациях ЕЭК ООН?

– Механизм единого окна, используемый в ЕС, не включает обязательного внедрения и применения передовых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) всеми участниками перевозок. Вместе с тем в рекомендациях ЕЭК ООН указано, что правительства стран могут брать на вооружение соответствующие ИКТ и использовать их в механизме единого окна в том случае, если они упростят процедуры, сопутствующие международной торговле.

Миф третий: необходима сверка электронных документов с бумажным оригиналом

– Если учет документов ведется в электронном формате, то почему на российской таможне их обязательно сверяют с бумажными оригиналами?

– В РФ такое требование при подаче документов в электронном виде воспринимается как нечто само собой разумеющееся. В большинстве же случаев оригиналы требуется предъявлять лишь потому, что их физически невозможно перевести в полноценный цифровой документ, при этом не во всех странах судебные инстанции принимают сканы и копии документов. Вместе с тем сверка электронных и бумажных документов полностью лишает смысла механизм электронного декларирования. Если электронный документ имеет цифровую подпись и криптографическую защиту, то, по сути, это означает его равнозначность бумажному документу.

– Какие шаги с учетом рекомендаций ЕЭК ООН целесообразнее всего предпринять для внедрения единого окна в нашей стране?

– По нашему мнению, в РФ необходимо создать IT-инфраструктуру, которая позволит формировать документы, имеющие юридическую силу в судах разных стран при максимально возможном соблюдении требований международных положений. Более того, требуется создать реестр документов, выходящих из единого окна, которые, напомню, должны быть оригиналами. При этом итоговый документ, свидетельствующий о прохождении единого окна, должен создаваться автоматически в результате действий пользователей, которые внесли информацию в систему по определенному регламенту. Мы считаем, что именно об этом идет речь в рекомендациях ЕЭК ООН. Структура и формат документов такого реестра, условия их легитимности – вот что следовало бы сейчас обсуждать в первую очередь.

Беседовала Марина Ермоленко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions