Северный завоз всем ветрам назло
Если проект будет реализован, то для доставки товаров будет использоваться не Севморпуть, а воздушное пространство над русской Арктикой. Одним из главным преимуществ дирижабля называют способность преодолевать мощную ветровую нагрузку, которая преобладает в Арктике.
Закон о Северном завозе в России начнет действовать с апреля 2024 года. В настоящее время Северный завоз в районы Крайнего Севера, а также приравненным к ним территориям, осуществляется только морским путем, но сроки его ограничены погодными условиями. Итого – 3,2 млн граждан в 25 регионах России. Ежегодный объем завоза составляет 3,3 млн тонн грузов. Большая часть приходится на Якутию. Согласно новому закону поставки планируются на три года вперед, но речь, подчеркнем, идет только о поставках груза по Севморпути. Вариант с использованием дирижабля в отдельных случаях можно рассматривать как запасной на случай форс-мажора.
Стоимость разработки дирижабля, впрочем, как сроки, не называются. Есть информация, что дирижабль должен доставлять груз массой до 33 тонн на расстояние до 3 тыс. км. В перспективе, не исключено, дирижабль будут использовать и сырьевые компании, работающие на арктических месторождениях.
Дирижаблю дороги не нужны
Век классических дирижаблей закончился в 1937 году. Между тем проекты новых дирижаблей появляются, идут разработки и испытания новых модели воздухоплавательных аппаратов. В конце прошлого века в российском Омске сделали проекты дирижаблей для Индии, но работы остановили на уровне проекта. В 2014 году компания «РосАэроСистемы» выиграла грант от «Сколково» на разработку дирижабля «Атлант». В 2016 года члены в России разработали и вынесли на обсуждение правительства проект «Единая Евразия», в котором подразумевалось сооружение системы транспортно-логистических коридоров, соединяющих Транссиб, Байкало-Амурскую магистраль и Северный морской путь. Проект получил поддержку грантового комитета фонда «Сколково». Госсубсидии, на основе софинансирования, составили 800 млн руб. рублей на основе софинансирования. Из них только на строительство завода оценили в 10 млн руб., а стоимость одного дирижабля, выведенного в серийное производство – $30 млн.
Уже тогда заявлялось, транспорт эффективен только при перевозке больших объемов грузов, не требующих коротких сроков доставки. Но и дирижаблю нужна инфраструктура: причальные мачты, спецтерминалы по загрузке-выгрузке, но это – не огромная аэродромная инфраструктура для самолетов. По расчетам специалистов Русского воздухоплавательного общества, летный час дирижабля, минимум, раза в три дешевле, чем у вертолета и в пять раз, чем по железной дороге. Стоимость работы дирижабля сравнивают с баржей. При этом скорость – значительно выше: средняя скорость мультимодальной доставке груза, с использованием грузового автотранспорта, железной дороги и сухогруза не больше 10 км/час, а средняя скорость дирижабля – 100 км/час.
И главное, дирижабль – это безопасный вид транспорта. Более того, проекты отечественных дирижаблей есть, часть из них доведены до экспериментальных летных образцов.
Автор: Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.