+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.07.2023 13:25:06
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Когда Якутия будет связана с остальной частью России?

На сегодняшний день часть Якутии, которая находится на левом берегу Лены не имеет круглогодичной наземной транспортной связи с остальной частью России. Всего в этой части региона проживает 600 тыс. человек.
Транспортный вопрос в Якутии
Доставка жизненно важных грузов в регион осуществляется во время северного завоза. Сначала грузы доставляются по железной дороге до конечной железнодорожной станции Амуро-Якутской магистрали Нижний Бестях, что на правом берегу Лены. Затем они перегружаются на суда и доставляются до конечных точек по Лене. При этом навигация часто осложняется из-за ее обмеления. В рамках северного завоза всем необходимым обеспечивают жителей 13 арктических районов Якутии, где проживают около 68 тысяч человек. И порядка 150 дней в году в Якутск можно добраться только с помощью авиации.

В связи с этим стоимость доставки грузов ежегодно растет. 

Ленский мост: начало

Впервые вопрос о строительстве моста через реку Лену был поднят еще в СССР в 1980-х годах. Тогда в правительстве утверждался проект Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. По плану сдача объекта была намечена на 1995 год вместе с совмещенным автомобильно-железнодорожным мостом через Лену. В 1986 году было представлено технико-экономическое обоснование проекта с тремя вариантами строительства. В качестве приоритетного рассматривался мост в районе села Табага, которое находится в 15 км выше по течению от Якутска.

Но вскоре после распада СССР строительство железной дороги было замедлено и завершилось лишь в 2018 году. Конечная станция магистрали была построена рядом с поселком городского типа Нижний Бестях на правом берегу Лены напротив Якутска.

Вопрос о мосте через Лену был отложен в связи с высокой стоимостью проекта, а также по причине осложненных климатических условий, сложных геологических и гидрологических условий: вечной мерзлоты, высокой сейсмичности и опасности ледовых заторов на реке.

В 2006 году по итогам межведомственного совещания в Якутске было решено строить автомобильно-железнодорожный мост в Табагинском створе. Предполагаемая стоимость проекта составила 15,4 млрд руб. Сдать мост в эксплуатацию планировали в 2012 году. В 2008 году проект моста, разработанный компанией "Трансмост", получил положительное заключение Главгосэкспертизы. Однако средств на строительство тогда не нашлось.

Еще одна попытка вернуться к вопросу строительства Ленского моста была предпринята в 2013 году. Тогда премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения по данному проекту. В марте 2014 года был определен подрядчик для строительства Ленского моста, но в то же время приоритетным направлением для финансирования стал Крымский мост через Керченский пролив.

В 2019 году вопрос строительства моста был поддержан Президентом РФ Владимиром Путиным и включен в Национальную программу развития Дальнего Востока до 2025 года и на перспективу до 2035 года. Тогда же глава региона Айсен Николаев заявил, что строительство моста завершится в 2025 году и его стоимость составит 83 млрд рублей.

Ленский мост: наши дни

Работы по строительству моста ведутся поэтапно. Разделение на этапы позволило начать строительство фактически на год раньше, до получения заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» по основному этапу. В первый этап входят работы по подготовке территории, выносу и переустройству инженерных коммуникаций. Заключение государственной экспертизы по второму (основному) этапу проектно-сметной документации, планируется получить в третьем квартале 2023 года.

В прошлом году возведение Ленского моста в Якутии вошло в план пятилетнего дорожного строительства страны, утвержденное Правительством России.
В апреле текущего года Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) проведена активная работа с федеральными министерствами и ведомствами по реализации проекта строительства Ленского моста. Вместе с экспертами ФАУ «Главгосэкпертиза России» рассмотрена оптимизация технических решений строительства Ленского моста.

Также в апреле 2023 года проект Ленского моста дважды обсуждался на уровне заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Марата Хуснуллина, проведено совещание с руководством Минфина России.

В мае текущего года помощник Президента РФ Максим Орешкин провел совещание по реализации мастер-планов Якутска и Нерюнгри. В ходе совещания глава Якутии Айсен Николаев сообщил, что Ленский мост включён в мастер-план городской агломерации как важнейший транспортный узел, который соединит три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт.
В 2022 году специалисты осуществляли перенос газопровода высокого давления общей протяженностью свыше 900 метров и отсыпке основной технологической площадки под административно-бытовую зону недалеко от села Старая Табага.

Также в прошлом году на левом берегу Лены демонтировано 37 опор сетей ВЛ 10 кВ, взамен смонтировано 49 новых. На правом берегу перенесены высоковольтные линии ВЛ 110 кВ протяженностью почти 4 км. На местах пересечения с будущей дорогой также перестраиваются сети ПАО «Ростелеком» и ПАО «МТС» длиной свыше 7,4 км.
Штаб строительства Ленского моста располагается на левом берегу, рядом с селом Старая Табага. Проектная документация предусматривает прокладку трассы в обход села. Это позволило сохранить всю существующую жилую застройку. Такое решение было принято несмотря на удлинение основного хода автотрассы и необходимость включения в проект дополнительных мостов через Табагинскую протоку.

В 2023 году продолжаются работы по переустройству линий электропередач ВЛ 110кВ на правом берегу.

Какие проблемы решит Ленский мост?

Ввод Ленского моста повысит транспортную доступность для населения региона почти в четыре раза — с 21% до 83%. Повышение транспортной доступности региона обеспечит снижение на 4,1 млрд рублей бюджетных затрат на северный завоз ежегодно, и в целом даст мультипликативный эффект в развитии смежных отраслей экономики.

Реализация строительства моста в республике будет иметь общий положительный социально-экономический эффект в развитии экономики Республики Саха (Якутия). Повышение транспортной доступности региона, за счет строительства Ленского моста, позволит обеспечить приток более 200 млрд рублей инвестиций в проекты.
Увеличится загрузка промышленных предприятий, повысится привлекательность создания новых производств, Ленский мост станет катализатором реализации ряда инвестиционных проектов с созданием не менее 4,5 тыс. рабочих мест.

Реализация проекта даст толчок к развитию транспортной инфраструктуры и обеспечит возможность создания в Якутске крупного мультимодального транспортного узла. Ленский мост соединит пространства Восточной Сибири и Дальнего Востока — это более четверти всей территории России – свяжет три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт.

В зону круглогодичного транспортного сообщения будут интегрированы центральные, восточные и западные районы республики с охватом 87% населения Якутии. Значительно сократятся сроки и торгово-снабженческие издержки на завоз грузов в республику, в том числе продовольствия.

Со строительством Ленского моста увеличится интенсивность грузо- и пассажиропотоков на федеральных автомобильных дорогах «Вилюй», «Лена» и «Колыма», изменится транспортная схема доставки грузов на территорию Якутии с Восточной Сибири. Как минимум на 1 тыс километров сократится путь для автогрузового транспорта из Новосибирска, Красноярска и других сибирских городов до Центральной Якутии и далее до Магадана.

Общее снижение затрат по завозу ресурсов для нужд республики в результате строительства Ленского моста и перехода к новой схеме материального обеспечения составит от 30 до 70%, в зависимости от видов грузов и районов доставки. С вводом моста ожидается экономия в виде снижения государственной поддержки из бюджета региона порядка 5,2 млрд рублей, транспортной составляющей в себестоимости товаров.

Проезд по мосту будет бесплатным.

Технические характеристики моста:

Ленский мост представляет собой трехпилонную вантовую систему с балочными эстакадами на подходах.
Высота центрального пилона – 283,1 м;
Длина основных русловых пролетов – 2 по 840 м;
Количество полос движения – 2;
Высота боковых пилонов – 188, 6 м.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions