+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.08.2023 09:27:19
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Для наращивания экспорта продовольствия нужна развитая инфраструктура

Конкурентоспособность российской сельхозпродукции на внешних рынках в немалой степени зависит от эффективной логистики.
Урожай обязывает

К 2030 году вывоз сельхозпродукции из РФ может возрасти на 30%, до 93,9 млн т, тогда как в 2022-м ее поставки на внешние рынки составили 72 млн т.
Предпосылки для увеличения объемов связаны с развитием отрасли. По данным Минсельхоза, в прошлом году достигнут рекорд по урожаю зерна – собрано 157,7 млн т. Максимальный показатель получен и по экспорту зерновых. В минувший сельскохозяйственный сезон (с 1 июля 2022 года по 30 июня 2023 года) на внешние рынки направлено 60 млн т, в нынешний планируется экспортировать не менее 50-55 млн т.

Положительная динамика экспорта наблюдается не только по зерну, но и по растительному маслу, сое, жмыхам, другой сельхозпродукции. Ключевыми для сбыта остаются рынки Африки, кроме того, увеличивают импорт Турция, регионы Юго-Восточной Азии и страны СНГ. В 1,5 раза с начала года выросли поставки по железной дороге в Азербайджан и Киргизию, главным образом, благодаря отгрузкам пшеницы, кукурузы, ячменя.

Замминистра сельского хозяйства РФ Сергей Левин заявил, что российский экспорт в страны БРИКС за 6 месяцев текущего года вырос почти на 80%. В первую очередь это обеспечено благодаря увеличению поставок растительных масел, мороженой рыбы, ракообразных и соевых бобов.

Сегодня сельхозпродукция демонстрирует высокую динамику в экспортных перевозках через порты. По данным РЖД, за январь-июнь в адрес морских терминалов отгружено 6,6 млн т зерна. Это в 2,7 раза превышает результат за аналогичный период 2022 года.

По-прежнему основной объем перевалки приходится на Азово-Черноморский бассейн, где расположены главные специализированные терминалы страны. Их возможности позволяют ежегодно перегружать примерно 57 млн т зерна, уточнил замглавы Росморречфлота Борис Ташимов, тогда как суммарные мощности всех российских портов по перевалке зерновых грузов составляют 75 млн т.

Конечно, увеличение отправок продукции АПК зависит от возможностей железнодорожных подходов к портам. Северо-Кавказская магистраль в настоящий момент работает с высокой степенью загрузки, в том числе по пассажирскому движению. Поэтому важно диверсифицировать экспортные направления. Такая возможность появляется, в том числе, с открытием новых перегрузочных мощностей на Балтике. Как ожидается, в этом году через северо-западные порты будет отправлено не менее 1,5-2 млн т агропродукции, а в недалекой перспективе – минимум 4 млн т ежегодно.

Аграрии хотят быть в приоритете

С начала года примерно на 13% выросли железнодорожные экспортные отправки сельхозпродукции на восток. Однако лимитирующих участков на Восточном полигоне много, и экспортерам следует задействовать альтернативные маршруты и логистические решения, советуют в РЖД.

Это, в первую очередь, все три ветви МТК «Север – Юг», по которым возможно направлять продукцию на перспективные рынки Ирана, Индии и Пакистана.

«У нас сегодня есть дополнительные ресурсы, свободные провозные мощности в перевозках в направлении Азербайджана и далее южнее, к портам Персидского залива. Как минимум, 1-2 поезда [в сутки] при наличии потребности в перевозках зерна мы готовы туда добавить. Готовы везти объемы в контейнерах и через восточную ветвь коридора «Север – Юг», договорились здесь по всем ценовым условиям с нашими коллегами из Казахстана, Ирана, Туркменистана», – сообщил первый замначальника ЦФТО Александр Хатьянов.

Однако в сегодняшнем виде МТК не способен существенно нарастить поставки агропродукции, утверждают отраслевые эксперты. Из недостатков этого канала экспорта – слабое состояние железных дорог Ирана, недостаточные мощности терминалов на Каспийском море. В настоящее время по МТК «Север – Юг» экспортируется лишь 7% сельскохозяйственных грузов из России. Для сравнения, через порты Азово-Черноморского бассейна – 57%, Северо-Запада – 22%.

Директор по GR Руспродсоюза Андрей Лихачев в числе основных проблем по международным транспортным сообщениям называет рост тарифов на перевозки, дефицит контейнерного оборудования, отсутствие приоритетности при перевозках продукции АПК.

Для их решения предлагается повысить приоритет аграрно-продовольственных грузов, развивать портовую инфраструктуру, снять барьеры на погранпереходах, в том числе перенеся контрольные мероприятия в пункты отправления или приемки грузов, а также увеличить долю китайского контейнерного парка и количество судозаходов китайских контейнерных линий.

Подробнее о логистике агропромышленного экспорта читайте в №15-16 журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions