+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.08.2015 17:30:34
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Иллюзия успеха

В Британии, где сложилась весьма критичная ситуация в сфере железнодорожных перевозок, все чаще звучат предложения о национализации сектора. Но поможет ли это решить все проблемы?
 

Согласно одному из последних исследований общественного мнения, 47% британцев выступают за национализацию, 30% – за то, чтобы не пересматривать приватизацию. В частности, 52% опрошенных говорят о том, что железные дороги должны быть переданы государству. Огромную роль в формировании общественного мнения играют громкие политические заявления.

Представитель лейбористов Джереми Корбин сегодня активно популяризирует идею национализации железных дорог и сектора энергетики. Как считают эксперты, национализация железных дорог, которую предлагает чиновник, обойдется недорого, но займет время. В настоящее время, напомним, определенные маршруты управляются на условиях франшизы разными компаниями, в частности голландскими, немецкими и французскими. Следовательно, государству придется подождать, когда срок контрактов истечет. Двигаясь небольшими шагами, получить мощного государственного монополиста страна сможет к 2030 году.


Глава Центра экономических и политических исследований Британии Адам Мемон считает, что идеи антикапиталиста Корбина несостоятельны в современных условиях. «Это, конечно, не Уго Чавес, идущий по улице и кричащий об экспроприации. Но Корбин хочет загнать почти все сектора промышленности и услуг под управление государства. Безусловно, некоторые рынки функционируют не так, как хотелось бы: слишком высокие цены и ограниченный выбор выливаются в недовольство клиентов», – пишет А. Мемон. По его словам, часть рынков и без того находится под контролем государства. И поэтому вторым шансом для отрасли может стать, наоборот, усиление конкуренции на маршрутах, а именно – допуск новых игроков на сеть.


Сегодня эксперты активно пытаются провести работу над ошибками, которые были допущены во время приватизации, чтобы скоропалительными решениями не навредить сектору еще больше. В частности, аналитик Стивен Смит в издании Bloomberg вновь вскрывает причины неудавшейся приватизации. «Приватизация была провалена потому, что ее цель заключалась в вертикальном разделении. То есть отделении инфраструктуры от операций. Это изначально было неправильно. Напомню, что до 1947 года (в период процветания рынка) на сети работало четыре компании, каждая из которых отвечала за определенный участок, в том числе и за сами пути», – пишет эксперт. Он отмечает, что четырехсторонняя схема рассматривалась в 1992-м, после выборов, но «гуру приватизации» Стив Робсон из казначейства пролоббировал именно вертикальное разделение. Таким образом, инфраструктура попала под контроль частной компании Railtrack, подвижной состав оказался в руках трех игроков, а на сеть начали допускать компании, получившие франшизу.

С. Смит приводит пример японской модели приватизации. Фактически она напоминает британскую «схему четырех». «Национальные железные дороги Японии были убыточной государственной структурой. Цены на билеты – высокие, качество услуг низкое. Дороги полагались на субсидии. Субсидии были маленькие – и отрасль погибала», – отмечает эксперт. В итоге было принято решение пойти по пути приватизации, и в 80-х годах на сети появилось шесть компаний. Каждая действовала на своем участке. Такая модель сейчас признается наиболее успешной и рекомендуется в качестве образца и для Великобритании, и даже для США, где сегодня в сегменте пассажирского движения также планируются реформы.
Тем не менее красноречивый Д. Корбин, играя на эмоциях публики, призывает немедленно передать железную дорогу в руки общественности. «Верните нам железную дорогу – и мы в результате превратим ее в самый совершенный рынок», – говорит он. В стране, где так часто в последнее время бастуют рабочие транспортного сектора, подобные призывы попадают на благодатную почву.

Генеральный секретарь профсоюзной организации TSSA Мануэль Кортес полагает, что слова Д. Корбина совпадают с желанием людей. «Посмотрите на результаты опросов общественного мнения. Люди хотят, чтобы железные дороги управлялись в интересах пассажиров, налогоплательщиков, а не жадных акционеров», – отмечает М. Кортес.

Представитель же Network Rail призывает не торопиться и подождать, так как, по мнению операторской компании, популярность железных дорог растет и их отчисления в казну с каждым годом также увеличиваются. «Когда только была представлена система франшиз, железные дороги Британии теряли до £2 млрд в год. Но теперь они по крайней мере покрывают собственные расходы». Однако работа в ноль, по мнению Network Rail, вскоре должна перерасти в доходы.

Одиозный Д. Корбин, к которому накопилось множество вопросов даже у еврейской диаспоры и антифашистов, может возглавить лейбористскую партию в сентябре. У экспертов это вызывает определенные опасения, так как красноречие вновь может восторжествовать над голосом разума, что выльется в итоге в очередные неэффективные решения.

Кристина Александрова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions