Разработчик значительной части цифровых кейсов для РЖД и ФТС пояснил свою мысль так: «Когда мы начали внедрять безбумажные технологии, мы ориентировались на Запад и тянулись за ним, Это было проще. Сейчас мы уже сами, как локомотив, должны тянуть Восток за своим уровнем развития». Поэтому пока чем активнее мы движемся на восток, тем ниже становится процент цифровизации технологических процессов.
По словам специалиста, Китай по уровню цифровизации транспортных и таможенных процессов на границе с Россией за последние пять лет не продвинулся ни на шаг. Российская сторона для удобства операторов действует так: до Забайкальска или ст. Камышовая поезд с грузами идет по электронным документам, а там их заменяют на бумажные.
Но Китай – это еще не самый тяжелый случай. Есть еще Монголия, Туркмения в Средней Азии и Иран на юге. Тяжело продвигается процесс цифровизации даже в Казахстане, который входит в ЕАЭС и другие интеграционные структуры. С Казахстаном проблема не в его отсталости, а в том, что у разных стран ЕАЭС – разное законодательное описание цифровой подписи. Этот вопрос планируется решить уже в 2023 году, после чего количество грузов, идущих по электронным накладным, всего за 12 месяцев увеличится с 25 до 80%.
С остальными участниками растущего товарооборота сложнее. Поэтому у РЖД и ФТС возникла идея – заказать для восточных южных партнеров электронные инструменты, которые можно было бы экспортировать. Отечественные разработчики ПО уже завершили работу и тестируют систему.
Как рассказал РЖД-Партнеру начальник службы организации таможенного контроля Центральной энергетической таможни ФТС Сергей Бирюков, весь софт в ведомстве уже много лет отечественный. Рабочая группа ФТС и РЖД усовершенствовала его до такой степени, что 94% всех накладных и деклараций можно оформлять без участия человека, а продолжительность такой операции – от 2 до 4 минут. Вопрос – за зарубежными партнерами и их готовностью воспользоваться такими удобствами.
Кроме того, цифровизация прогрессирует на стыке «железная дорога – порт». Уже несколько дальневосточных терминалов оснащены электронным оператором. Он получает информацию от РЖД еще на стадии погрузки вагонов и в зависимости от загруженности причалов и даже погоды автоматически определяет порядок подачи поездов.
Автор: Михаил Зубов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.