+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.02.2022 13:32:03
Авиация / Обзоры
РЖД-Партнер

Запуск новой авиакомпании, восстановление пассажиропотока, первые полеты на биотопливе и рост e-com: каким был 2021 год для авиаотрасли?

В 2021 году на операционные результаты авиакомпаний продолжила оказывать влияние пандемия COVID-19 и значительные ограничения на полеты. Тем не менее авиасообщение показало значительное восстановление объемных показателей – и по пассажиропотоку, и по грузообороту.
Спасительный спрос

Согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), годовой спрос на авиаперевозки увеличился в мире на 6,9% в прошлом году по сравнению с 2019-м и на 18,7% – по сравнению с 2020-м. Генеральный директор IATA Вилли Уолш назвал 2021 год отличным для грузовых авиаперевозок. Тем не менее некоторые возможности для роста были упущены из-за нехватки рабочей силы и ограничений. По словам В. Уолша, 2022-й обещает быть для отрасли еще лучше. Но, так или иначе, на компенсацию накопившихся и продолжающих расти убытков, включая покрытие по лизинговым платежам, потребуется время.

В целом в 2021 году на авиарынке продолжили свое развитие тенденции, наметившиеся ранее: приоритет безопасности, спрос на внутрироссийские перевозки, изменение отношения к грузовым перевозкам как к вспомогательной и не основной деятельности, реструктуризация маршрутов и команд.

«Авиаотрасль в 2021 году показала сдержанный рост. Препятствием к более быстрому восстановлению перевозок, безусловно, явилась пролонгация ограничений, связанных с пандемией», – отмечает заместитель генерального директора «ИрАэро» по экономике Наталья Власова.

Представитель авиакомпании Smartavia говорит, что 2021 год был непростым для отрасли пассажирских воздушных перевозок в России. При этом авиакомпания перевезла более 3,6 млн пассажиров и более 3 тыс. т грузов и почты – вдвое больше, чем в 2020-м.

В этом году свою негативную лепту может внести введение обязательных QR-кодов при покупке билетов и посадке на междугородние и международные рейсы. Но на сегодня в показателях пассажирских перевозок наблюдается положительная динамика. Более того, в прошлом году на базе авиакомпании «Аврора» и пяти региональных перевозчиков была создана единая дальневосточная авиакомпания. В этом году количество социально значимых маршрутов компании намерены увеличить с 20 до 36.

Пассажирский рост

По данным Росавиации, в прошлом году российские авиакомпании перевезли более 111 млн человек – на 60% больше, чем годом ранее. Пассажирооборот гражданской авиации вырос на 58,5% – до 243,2 млн пасс.-км. Объем перевезенных пассажиров вырос на 60,3% – до 111 млн человек. На внутренних воздушных линиях перевезено более 87,5 млн пассажиров, с ростом на 56% к 2020 году и на 20% к 2019-му. Процент занятости пассажирских кресел вырос на 7%.

В прошлом году пассажирооборот всех ведущих российских авиакомпаний вырос на 51%. Так, пассажирооборот «Аэрофлота» увеличился на 45,7% – до 51,6 млн пасс.-км. Перевозки группы «Аэрофлот» на внутренних линиях уже в II квартале 2021 года превысили уровень 2019-го и превышали аналогичные показатели позапрошлого года в течение оставшейся части года. «Международное авиасообщение оставалось существенно ограниченным, однако и в этом сегменте наблюдалось постепенное восстановление операций: к концу года было восстановлено уже порядка половины пассажиропотока. В IV квартале, несмотря на сезонное снижение спроса, рост внутреннего рынка и положительная динамика по восстановлению международных операций сохранились», – сообщили в компании, подводя итоги года.

Значительный вклад в улучшение финансового результата 2021-го внес спрос и обеспеченный им рост объема внутрироссийских перевозок, на которые «Аэрофлот» сделал ставку начиная с высокого сезона. Постепенное снятие ограничений в международном сегменте также оказало положительное влияние на результаты.

По прогнозу НКР, «Аэрофлот», как и многие другие авиакомпании, сможет вернуться к допандемийным показателям международных перевозок и стабильной операционной прибыли не ранее 2023 года, а компенсировать лизинговые платежи – ближе к 2024-му.

Пассажирооборот «Победы» прирос в прошлом году на 55,5%, «России» – на 52,4%, «Уральских авиалиний» – на 68,1% и «Сибири» – на 46,3%. Отметим, что «Победа» осенью вошла в число лучших авиакомпаний Восточной Европы, по версии британского консалтингового агентства Skytrax. «Уральские авиалинии» получили четыре самолета Airbus A321neo, а в 2022 году планируют получить еще четыре.

По итогам этого года Минтранс также ожидает роста пассажирских авиаперевозок. Но, как отмечает замглавы министерства Игорь Чалик, из-за распространения штамма омикрон прогнозировать точное количество перевезенных пассажиров затруднительно.

Что касается работы российских аэропортов, эксперты ожидают, что, например, аэропорт Шереметьево оправится от последствий пандемии за счет наращения внутреннего и частичного восстановления международного трафика и получит операционную прибыль уже в текущем году, то есть гораздо раньше, чем авиаперевозчики. За год объем перевезенных пассажиров через Шереметьево удвоился.

Отличной работой в прошлом году может похвастаться и грузовой терминал аэропорта Внуково – ООО «Внуково-Карго», он обеспечил обработку максимальных показателей за всю историю аэропорта – 78,3 тыс. т груза, что на 19,5% превышает показатели 2020 года, на 24,4% – 2019-го.

«Основные драйверы развития перевозок в предыдущие годы и особенно в 2021-м – перевозки грузов e-commerce, интернет-торговли и почты, в которой также перевозятся интернет-покупки. В настоящее время экономика постепенно восстанавливается и возвращается баланс перевозок классических авиационных грузов. При этом грузы интернет-торговли занимают все большую и большую нишу перевозок, показывая высокие темпы прироста», – говорит представитель Внуково.

Увеличение пассажиропотока на внутренних рейсах, развитие туризма по РФ и открытие новых региональных направлений позволили также увеличить пассажиропоток аэропорта Калининград (Храброво) до рекордных 3,91 млн человек, что на 65% больше по сравнению с показателями допандемийного 2019 года.

Аналогичный рост наблюдался и на другом конце России: на четверть вырос грузопоток международного аэропорта Владивосток – до рекордных 31,5 тыс. т в год. По итогам 2021 года в аэропорту было обработано более 31 тыс. т груза и почты (+30%). «В текущем году рост по грузовой работе ожидается не такой большой, но он связан с дальнейшим развитием электронной коммерции. Пандемия фактически привела к прекращению международных полетов, что, естественно, сказалось на показателях аэропорта. Однако мы активно развивали внутренние направления и надеемся, что наши проекты развития будут реализованы в полной мере в 2022 году», – отметили в пресс-службе воздушной гавани.

Онлайн-покупки подталкивают грузы

На показатели грузооборота в прошлом году повлиял рост числа интернет-покупок, увеличение рейсов авиакомпаний и улучшение экономической ситуации в области.

Продолжился рост спроса на доставку грузов медицинского назначения и повышение мировых тарифов на фоне дефицита мощностей, которое требует инвестиций в закупку грузовых самолетов или перепрофилирование пассажирских лайнеров.

По данным Росавиации, грузооборот компаний по итогам прошлого года вырос на 29,2% и составил более 9,1 млн т-км. Объем перевезенных грузов и почты российских авиакомпаний увеличился на четверть – до 1,4 млн т.

Грузооборот «Аэрофлота» вырос на 17,1%. Лоукостер «Победа» прирастил грузооборот на 43,7%. «В части грузовых перевозок грузов на регулярных пассажирских рейсах в багажниках воздушных судов, а также грузовых чартеров, где грузы перевозятся в пассажирской кабине, мы наблюдали опережающий рост перевозок e-commerce. Помимо роста доли e-commerce – кратное увеличение перевозок COVID-тестов из Китая в Европу», – комментируют в отделе грузовых перевозок авиакомпании «Россия».

Дочерняя компания «Аэрофлота» прибавила в грузообороте за прошлый год 39,6% и 41,9% в объеме перевезенных грузов. Приросту показателей способствовало расширение географии полетов по России за счет роста парка самолетов, в том числе на SuperJet 100, увеличение грузовой программы на широкофюзеляжных самолетах в свободное от пассажирских перевозок время. По грузовому сектору на 2022 год в авиакомпании «Россия» ожидают умеренный рост спроса.

По данным Росавиации, за указанный период объем перевезенных грузов и почты компании «ИрАэро» вырос на 7,4%, грузооборот – на 10,6%. На рост объемов также повлияло увеличение объемов почтовых отправлений (как и во всем мире), пополнение парка. «В текущей ситуации (на фоне новой волны пандемии) очень сложно строить обоснованные прогнозы. Думаем, рост продолжится, но его темпы несколько снизятся», – говорит Н. Власова.

Грузооборот у крупнейшего грузового перевозчика России – «ЭйрБриджКарго» (AirBridgeCargo, ABC, входит в группу «Волга-Днепр») – по итогам прошлого года вырос на 20,4%. Перевозчик активно сотрудничает с заказчиками из различных отраслей – здравоохранения, хайтек, электронной коммерции, энергетики и других секторов.

Вместе с тем по итогам 2021-го показатели ряда российских авиакомпаний не продемонстрировали положительную динамику. Так, грузооборот «Уральских авиалиний» за январь – декабрь снизился на 35,3%, объем перевезенных грузов и почты – на 31,5%. Грузооборот «Якутии» снизился на 9% за год, объем перевезенных грузов и почты – на 17,3%.

Стоит отметить, что эти две компании попали в поле зрения осенью прошлого года, когда Общероссийское объединение пассажиров (ООП) попросило Минтранс России приостановить выдачу новых разрешений на их международные полеты двум авиакомпаниям. Всему причиной – массовые задержки рейсов у «Уральских авиалиний» и выявленные Ространснадзором проблемы с безопасностью полетов «Якутии». ООП также сочло, что при необходимости стоит сократить полетные программы авиакомпаний и ограничить действие сертификата эксплуатанта якутского перевозчика. 

Этого не произошло, а эксперты отрасли заявили, что регуляторам стоит сосредоточиться не на ограничении, а на механизме компенсации задержек для пассажиров.

Взрывной рост цен на топливо

Традиционно расходы на топливо составляют треть себестоимости перевозки. Поставки керосина в российские аэропорты остаются стабильными. Но по итогам прошлого года разница в ценовом эквиваленте составила к началу года более 16,2 тыс. руб., или 34,7%, стоимость увеличилась с 46,6 тыс. до 62,8 тыс. руб. за тонну.

В начале этого года вице-премьер Александр Новак назвал стабильной ситуацию на российском топливном рынке. Ранее Российский топливный союз оценил, что в текущем году темпы роста цен на бензин в стране будут находиться вблизи уровня инфляции.

Отметим, что с этого года базовая стоимость керосина для расчета компенсации повышена с 53,3 до 55,9 тыс. руб. за тонну (+5%). Но участники рынка выражают опасение, что в случае снижения цен на керосин выплаты в этом году прекратятся, а это повысит издержки на перевозки.

«Рост цен на топливо, несомненно, является тенденцией неблагоприятной. Реальный механизм в данной ситуации – это применение демпферных коэффициентов при возврате акцизов по авиационному керосину», – рассуждает Н. Власова.

По мнению аналитиков агентства «НКР», восстановление цены авиатоплива подстегнет рост тарифов в этом году. На фоне пандемии будут актуальны поездки до 1 тыс. км, соответственно, будет активно развиваться сегмент лоукоста. Напомним, что новый российский лоукостер Citrus, входящий в S7 Group, планирует базироваться в Казани и Омске. Ожидается, что пассажиропоток Citrus в первый год работы составит около 1 млн пассажиров, а с 2024-го планируется выйти на показатель 6–7 млн человек.

Интересно, что S7 Airlines первой из российских авиакомпаний выполнила полет на биотопливе. Стратегическая цель авиакомпании – достичь углеродной нейтральности к 2050 году. До конца текущего года авиакомпания планирует сократить удельный расход топлива на 4–5%, а средний возраст парка – до 8,5 лет.

Кроме того, в начале этого года «Уральские авиалинии» выполнили первый в истории авиакомпании полет на экологичном SAF-топливе. Самолет Airbus А321 в грузовой конфигурации доставил медицинские препараты и тесты на COVID-19. Для разработки, сертификации и последующего промышленного производства в России зеленого топлива для реактивных двигателей по инициативе «Газпром нефти» в 2021 году создан Евразийский SAF-альянс. В ассоциацию также вошли Airbus, «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», S7 Group, «Волга-Днепр», российские научно-исследовательские институты гражданской авиации.

Чего ждать в 2022 году?

Темпы развития перевозок как в этом году, так и в дальнейших периодах тесно связаны c темпами роста экономики и восстановлением перевозок пассажиров на регулярных внутренних и международных рейсах, что, в свою очередь, связано с общемировой и российской ситуацией, связанной с коронавирусом. В IATA считают, что по итогам этого года мировой спрос на авиаперевозки вырастет до 61%. Общее количество пассажиров увеличится по итогам этого года до 3,4 млрд, что соответствует лишь уровню 2014-го и ниже 4,5 млрд путешественников в предкризисном 2019-м.

Зарубежные эксперты, учитывая паритет по приросту заказов Airbus и Boeing в прошлом году, ожидают роста конкуренции между Airbus и Boeing, что также окажет определенное влияние на отечественную авиаотрасль. Кроме того, ожидается появление на рынке узкофюзеляжного лайнера МС-21. Первый самолет этого типа появится в коммерческой эксплуатации уже в сентябре.

При этом развитию хабов предрекают упадок. Эксперты отмечают, что во времена пандемии пассажирам гораздо безопаснее летать без пересадок в огромных аэропортах, где скапливается очень много транзитных пассажиров. Развитие прямых перевозок между парами городов стало ведущей тенденцией, однако выживают только те маршруты, спрос на которые достаточно велик.

Авиакомпании продолжают активно открывать новые маршруты и направления (например, в Израиль), продажи авиабилетов по субсидируемым тарифам, представляют новые программы лояльности.

Но, как отмечает большинство перевозчиков, для дальнейшего развития грузового сегмента в условиях снижения пассажиропотока большое значение имеет государственная поддержка. Кроме того, многие авиакомпании высказываются за постепенное снятие ограничений пандемийного характера: по мнению экспертов ВОЗ, закрытие границ и сокращение авиаперевозок несущественно тормозят распространение коронавируса, а развитие отрасли замедляется весьма ощутимо.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions