Эти требования касаются только инверторных систем бронирования, управляющих распределением мест на рейсах авиаперевозчиков. Проект не затрагивает глобальные дистрибутивные системы, с помощью которых авиабилеты продают туроператоры и онлайн-агрегаторы предложений о перелетах.
Также в проекте сказано, что операторы АИС ОВП должны быть юридически зарегистрированы на территории России и являться ее резидентами.
Согласно тексту документа, целью этой инициативы является «обеспечение суверенитета Российской Федерации на внутренних воздушных перевозках, безопасности персональных данных пассажиров и противодействие терроризму». За выполнением требований постановления будут следить Роскомнадзор и Ространснадзор. Первое надзорное ведомство должно контролировать сбор и обработку персональных данных пассажиров, а второе – отвечать за передачу в АИС ОВП сведений о клиентах и грузах авиакомпаний.
Представители авиакомпании S7 отказались от комментариев по данному вопросу. Пресс-служба авиакомпании «Белавиа» также сообщила, что пока не готова комментировать правительственную инициативу. В Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) корреспонденту РЖД-Партнера рассказали, что АЭВТ уже анализирует текст проекта для подготовки заключения, которое впоследствии будет передано в Минтранс.
Генеральный директор онлайн-сервиса по бронированию билетов Biletix Александр Сизинцев считает, что если закон примут, то российские перевозчики смогут без больших потерь адаптироваться к новым правилам.
«Указанные в проекте требования схожи со вступившим в силу в мае 2018 года в Европейском союзе обновленным Регламентом обработки персональных данных (GDPR), который предъявляет аналогичные требования к хранению персональных данных пользователей на территории ЕС. Россия выступает «догоняющей» страной в рамках международной тенденции. Разговоры о необходимости принятия проекта ведутся уже 5 лет и ни для кого не являются неожиданностью, поэтому уверен, что российские авиакомпании смогут подстроиться под новые требования в указанный срок, учитывая, что в России успешно работают собственные системы бронирования, удовлетворяющие нормам проекта», – рассказал РЖД-Партнеру А. Сизинцев.
Заведующий кафедрой мировой и национальной экономики Северо-Западного института управления Президентской академии, проф. Александр Нещерет в комментарии для РЖД-Партнера назвал инициативу Минтранса еще одним шагом правительства России к созданию национальных информационных систем, сродни разработке единой платежной системы «Мир». По словам А. Нещерета, хранение данных об авиаперевозках на территории нашей страны даст ценные ресурсы для анализа и оптимизации экономической деятельности в данной отрасли.
Профессор допустил рост тарифов на авиаперевозки в связи с реализацией данного проекта, но, по его мнению, этот вопрос должна проконтролировать Федеральная антимонопольная служба.
Правительство не впервые пытается обязать операторов хранить данные об авиапассажирах на территории России. Поправки в закон «О защите персональных данных» от 2015 года изначально включали в себя требования к системам бронирования билетов. Впоследствии в Минкомсвязи отказались от них из-за риска отключения россиян от глобальных онлайн-сервисов.
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



