В связи с вопросами относительно груза в авиалайнере, потерпевшем крушение 16 января в селе Дача СУ под Бишкеком, ГКНБ провел проверку. Установлено, что Boeing 747 принадлежал турецкой авиакомпании "ACT Airlines" и был зафрахтован Turkish Airlines для международных грузовых авиаперевозок. Согласно карго-манифесту, на момент крушения на борту самолета находилось 76 758 килограммов груза (бытовая техника, аксессуары к мобильным телефонам и т.д.) при предельной грузоподъемности 116 462 килограмма.
"В общем объеме груза был товар "USB-зажигалки" (электрозажигалки) весом 1 902 килограмма. Это заказ представительства компании "JTI Kazakhstan LLC" в Кыргызстане. Товар предназначался для доставки из Гонконга в Стамбул для последующей отправки получателю в Кыргызстане по маршруту Стамбул — Бишкек. Данные сведения подтверждены авиакомпанией "Turkish Airlines". Остальной товар должны были доставить из Стамбула в другие страны", — говорится в сообщении. По официальным данным госпредприятия "Кыргызаэронавигация", с 2016-го по 2017 год до авиакатастрофы рейс № ТК 6491 по маршруту Гонконг — Бишкек — Стамбул совершили 49 раз. Установлено, что он выполнялся на регулярной основе по форме "Р", что подразумевает отсутствие коммерческих прав на выгрузку или погрузку товаров в международном аэропорту "Манас".
В сообщении говорится, что в ходе изучения маршрута доставки груза турецкими авиалиниями в Центральноазиатский регион было установлено, что по применяемой системе грузовых перевозок "Карго" товары различных получателей формируются в точке отправления и доставляются в стамбульский аэропорт имени Ататюрка (крупный транспортно-логистический центр). По данным ГКНБ, далее товары отправляют в страны-получатели.
"В отношении получателя вышеуказанного товара "USB-зажигалки" установлено, что представительство компании "JTI Kazakhstan LLC" в Кыргызской Республике является одним из филиалов лидера табачной индустрии — компании "Japan Tobacco International SA" (производитель брендов LD, Winston, Sovereign, Glamour, Sobranie, Mevius и Camel), штаб-квартира которой находится в Швейцарии", — сообщила пресс-служба. В ГКНБ добавили, что, по объяснениям руководителя кыргызстанского представительства указанной компании, груз "USB-зажигалки" был заказан головным алматинским офисом компании "JTI Kazakhstan LLC" на основании договора от 25 апреля 2016 года № 030180. При этом данный товар (зажигалки) не подлежал реализации, он предназначался для безвозмездной выдачи торговым партнерам с целью продвижения основного товара на рынке. Также проверка госкомитета установила, что
услуги логистики представительству компании "JTI Kazakhstan LLC" в Кыргызской Республике предоставляла международная транспортно–экспедиторская компания "Globalink Logistics Group", осуществляющая воздушные, наземные и морские перевозки грузов во многие страны. ГКНБ продолжает проверку.
19 января на заседании Жогорку Кенеша депутат Омурбек Текебаев заявил, что у него есть документы, где сказано, что самолет в Бишкеке хотел оставить в Бишкеке груз, а не дозаправиться. По его мнению, правительство "что-то скрывает и нужно создать комиссию".
ОАО "Международный аэропорт "Манас" в свою очередь остается при своей версии — самолет осуществлял только техническую посадку для дозаправки и смены экипажа, так как по требованию Гражданской авиации Турции экипаж подлежит замене при полете более шести часов. 16 января примерно в 7.30 в поселке Дача СУ разбился грузовой самолет Boeing 747. Погибли 39 человек, 15 пострадали.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.