+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.11.2020 12:03:47
Авто / Интервью
РЖД-Партнер

В 2021 году продажи грузовых автомобилей в России могут вырасти на 3–6%

Сегмент грузовых автомобилей традиционно более чувствителен к макроэкономическим изменениям по сравнению с легковыми. Директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи рассказала, что какое влияние оказали глобальные изменения на рынке на отрасль грузового автомобилестроения, и дала свой прогноз развития ситуации в следующем году.
В 2021 году продажи грузовых автомобилей в России могут вырасти на 3–6%
– Татьяна Вячеславовна, как повлиял коронавирусный кризис на отрасль? Какие можно выделить драйверы восстановления рынка?

 – За 9 месяцев 2020 года рынок новых грузовых автомобилей сократился не так сильно, как рынок легковых и легких коммерческих автомобилей. Сокращение продаж на рынке грузовых автомобилей составило 7,3%, на рынке легковых – 9,6%, на рынке легких коммерческих – 9,1%.

Следует отметить, что на всех трех рынках падение оказалось не таким существенным, как ожидалось в апреле – мае.

Рынок грузовых автомобилей чувствовал себя лучше, так как еще в период самоизоляции было возобновлено производство, разрешены поставки грузовых автомобилей по контрактам, заключенным до самоизоляции, и по контрактам, обеспечивающим работу жизненно важных отраслей.

Рынок поддержали и меры государственной поддержки: программы «Российский тягач», «Свое дело», «Льготный лизинг специализированной техники», программа по стимулированию спроса на газомоторную технику, реализация крупных инфраструктурных проектов, а также опережающие закупки автомобильной техники федеральными органами исполнительной власти и госкомпаниями. Кроме того, на рынок оказывают влияние государственные инициативы, напрямую не связанные с автомобильным рынком, например, «мусорная» реформа привела к росту спроса на мусоровозы. Заметное влияние оказывает реализация крупных инфраструктурных проектов.

Определенный эффект дало снижение курса рубля, которое неизбежно приводит к существенному росту цен на российскую и иностранную технику. По этой причине ряд компаний, которые планировали в конце текущего – начале следующего года закупить грузовые автомобили, сделали это значительно раньше.

В целом на рынок грузовой техники кроме основных макроэкономических показателей, таких как ВВП, цены на нефть и курс рубля, оказывают влияние и состояние потребляющих грузовую технику отраслей: грузоперевозки, оборот розничной и оптовой торговли, производство, добыча полезных ископаемых и др.

 – Какими темпами продвигается импортозамещение и локализация в сегменте грузового автомобилестроения?

 – Импортозамещение на рынке грузовых автомобилей развивается достаточно успешно. Если в 2013 году доля техники российского производства на рынке новых грузовых автомобилей составляла 70,5%, то по итогам 9 месяцев 2020-го она достигла 80,3%. В России производятся не только российские бренды, но и Volvo, Mercedes-Benz, Isuzu, Iveco, Scania и др.

Если говорить об иностранных автопроизводителях, то наибольших результатов в локализации достигли Volvo и Mercedes-Benz. У Volvo в Калуге в ноябре 2014 года начал работу завод кабин. В мае 2019 года в Набережных Челнах состоялось открытие нового завода по производству каркасов кабин для грузовиков КамАЗ и Mercedes-Benz.

Тем не менее дальнейшая локализация очень важна для автопроизводителей. Ведь импортные комплектующие, сырье, материалы используют и российские автопроизводители. Так, после введения санкций против группы ГАЗ производитель испытывал трудности с иностранными поставщиками.

Высокая доля импортной составляющей приводит и к существенному росту цен на грузовые автомобили при снижении курса рубля. К тому же в условиях остановки производств за рубежом, как это было из-за пандемии COVID-19, прерывается цепочка поставок, существует риск остановки производства техники в России.

 – Кто является лидерами российского рынка грузовых автомобилей?

 – Традиционно в течение многих лет лидером российского рынка новых грузовых автомобилей является КАМАЗ, второе место занимает российский бренд ГАЗ. Из иностранных брендов лидерами за 9 месяцев является VOLVO, с небольшим отрывом за ней идет бренд Scania.

 – Какие факторы в данный момент влияют на популярность отечественных грузовых автомобилей?

 – Высокий спрос на автомобили российских брендов объясняется доступной ценой автомобиля, более низкой стоимостью владения, широким модельным рядом, предлагаемым российскими производителями КамАЗ, ГАЗ, «Урал». Российские автозаводы выпускают и наиболее популярные типы грузовых автомобилей – самосвалы, тягачи, фургоны. КамАЗ запустил в конце 2013 года производство магистрального тягача 5490 с обновленной кабиной и двигателем Daimler, коробкой ZF и т. д. Модель стала самой продаваемой в сегменте тягачей.

Выпускают российские автозаводы и широкую гамму специальной грузовой техники. У них широкая дилерская и сервисная сеть, а значит, проще купить и обслуживать грузовик. Благодаря высокому уровню локализации грузовики российских марок участвуют во всех программах поддержки.

 – Какая динамика отмечается в контексте спроса/предложения в секторе отечественного грузового автомобилестроения?

 – По итогам текущего года сокращение рынка грузовых автомобилей может составить порядка 7%. Если в 2021 году не произойдет существенных изменений, таких как резкое снижение цен на нефть, дальнейшее падение курса рубля, уменьшение показателей в отраслях, потребляющих грузовую технику, то ожидается рост продаж грузовых автомобилей в пределах 3–6%.

Беседовала Юлия Чернышевская

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions