• Ставка на полувагон
    2108
    -0.1 %
    руб./сут.
    сентябрь 2018
  • Индекс качества II квартал 2018 г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 66.16 -0.09 EUR ЦБ РФ 77.68 -0.39
    BTC 6435.31 usd BTC 423667.99 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.09.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Новый шелковый путь: Данайцев просят не беспокоиться

Восточный экономический форум, открывшийся сегодня во Владивостоке, – это, естественно, не просто масштабное мероприятие с почти вселенским размахом, но в первую очередь насыщенная деловая программа, переговоры и подписание различных соглашений и договоров, прежде всего, с нашими восточными соседями. Между тем самый большой и влиятельный из них буквально на днях отметил значимый юбилей. Ровно 5 лет назад в Казахстане китайский лидер Си Цзиньпин официально объявил о старте глобальной инициативы "Один пояс – один путь". Тогда говорилось о сумме в $26 трлн необходимых инвестиций, при этом планировалось привлечь инвесторов из разных стран. Но 5 лет показали, что практически во всех случаях проекты кредитовал только Китай.
Новый шелковый путь: Данайцев просят не беспокоиться
Мировая пресса очень активно комментирует это событие. Единодушно отмечается, что данный проект означает не только поддержку Китаем инфраструктурных проектов в целом ряде стран Азии, Африки и Европы, которые лежат на пути китайских товаров, но и является ярчайшим примером глобальной экспансии китайских инвестиций, технологий, рабочей силы и в конечном счете китайского влияния на экономические и, возможно, политические процессы по всему миру. И это у многих вызывает не только умиление, но и беспокойство.

При проведении политики в рамках данной инициативы китайская сторона придерживается нескольких важных принципов, которые партнерам необходимо иметь в виду. В упрощенной форме они выглядят примерно так. Первое – налицо масштабность финансовых ресурсов. При необходимости вам дадут столько денег, сколько нужно, и даже немножко больше. При этом, в отличие от западных финансовых институтов, ограничений на предоставление кредитов значительно меньше, да и цена денег тоже меньше. Но много условий другого рода: технологии и продукция при реализации конкретного продукта должны быть китайскими, поставщики и подрядчики – тоже, рабочая сила нередко китайская. То есть перед нами – создание некого комфортного китайского мира внутри государства-партнера, когда этот партнер получает за свои деньги определенный объект и больше ничего, поскольку ни технологии, ни новые рабочие места не создаются. И прекрасно, если ты можешь за него расплатиться и вернуть кредитные деньги. Если нет, тоже ничего страшного, начинается процесс реструктуризации долга, но вот что ждет должника в конце пути, пока можно только предполагать. Еще раз повторяю: модель упрощенная, понятное дело, мир не состоит из двух красок, существуют полутона, но направление примерно такое. При этом отмечается, что китайские управленцы при ведении переговоров очень хорошо ориентируются в местной среде и условиях и фактически безошибочно определяют те точки у партнера, на которые нужно направить свое внимание, чтобы добиться нужного результата.

Первые 5 лет реализации данного проекта выявили несколько групп стран с неодинаковыми, прямо скажем, результатами. К первой относятся благополучные ребята: проект согласовали, кредиты получили, платежеспособность нормальная, стройка в разгаре или закончилась, все довольны. Ко второй – те, кто увяз в этой истории. Или проект оказался не очень нужным, или желание получить деньги оказалось сильнее возможностей их вернуть (деньги хоть и дешевые, но это кредиты). К третьей группе относятся страны, которые на каком-то этапе осознали, что что-то пошло не так и решили сойти с поезда под названием "Новый шелковый путь". И четвертая группа – это те, кто желает приобщиться к общему делу.

Кто есть кто – понятно из сообщений только последней недели. В специальном докладе "Изучение долговых последствий инициативы "Один пояс – один путь" с точки зрения политики", подготовленном группой экспертов, говорится, что в опасной долговой зависимости (используется термин "ловушка") оказалось уже 23 государства, среди которых Пакистан, Монголия, Черногория, Таджикистан, Киргизия и группа африканских государств. В другой новости Лаос и Камбоджа называются дочерними структурами Китая, поскольку их долговая нагрузка значительно превосходит их возможности по его выплате и обслуживанию. Китайская пресса сообщает о том, что Китай реструктурирует долг Эфиопии в размере $4 млрд, которые были взяты на строительство железнодорожной ветки между Аддис-Абебой и Джибути. Другие долги, а всего Эфиопия взяла уже $12 млрд, тоже могут быть реструктурированы. В сентябре Малайзия вышла из проекта, отменив строительство железной дороги стоимостью $20 млрд. Ранее власти Таиланда, Танзании, Шри-Ланки и Непала поспешили отменить дорогостоящие проекты, заявив, что они ничего не приносили государству – участие местных подрядчиков было практически невозможным. Шри-Ланка вообще вынуждена была отдать за долги Китаю порт Хамбантота. Также говорилось о том, что конечная цель проекта – укрепление китайского влияния в этих странах. В сентябре Алжир присоединился к совместной работе в рамках проекта "Один пояс – один путь". Соглашение было подписано в рамках визита представителей африканских стран в Китай. Глава Китая Си Цзиньпин заявил, что в ближайшие 3 года Китай предоставит африканским странам кредиты на сумму $60 млрд. При этом отмечается, что речь идет только об инфраструктурных проектах и об обмене опытом, вмешиваться в политику Китай не планирует.

Такая вот информационная палитра. На все вкусы. Кто-то может говорить о возможностях, кто-то – о бесплатном сыре. Люди с мышлением более поэтическим могут вспомнить Вергилия. Мне лично эта знаменитая речь Лаокоона кажется более уместной в переводе В. Брюсова и С. Соловьева. Не так архаично, зато жизненно.

        Иль заключенные в сем скрываются древе Ахивы, 
Иль создана на погибель стен наших эта громада, 
Чтоб наблюдать за домами и сверху рухнуть на город, 
Иль здесь иной скрыт обман: коню, о Тевкры, не верьте. 
Что тут ни есть, боюсь Данаев я и дары подносящих!

Весь этот разговор понятно к чему. Китай – наш ближайший и близкий партнер. Сотрудничество расширяется, в том числе и в сфере развития инфраструктурных и логистических проектов. Ведутся переговоры, готовятся и заключаются соглашения. Внимательнее надо быть и, уместно будет сказать, бдительнее. И еще про национальные интересы. Мы, конечно, не Шри-Ланка, но все же... Прочитал новость коллеги о том, что китайская компания собирается взять в аренду на Дальнем Востоке 100 тыс. га земли для выращивания сои и другой сельхозпродукции, и захотелось выяснить подробности. Почему-то кажется, что будь это европейская или, боже упаси, американская компания – вопрос уже вовсю обсуждался бы где-нибудь в Государственной думе. А так – просто новость.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

На автоперевозчиков открыт сезон охоты: усилили весовой контроль

На автоперевозчиков открыт сезон охоты: усилили весовой контроль
В Москве с 19 сентября органы МВД начали очередную кампанию по профилактике дорожно-транспортных происшествий при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов. Для этого усилен контроль за весогабаритными характеристиками подвижного состава. Мероприятие смахивает на охоту за водителями, чтобы пополнить федеральный дорожный фонд. Штрафы за нарушение весогабаритных параметров при движении по федеральным дорогам расходуются именно на эти цели.
РЖД-Партнер

Вавилонские башни XXI века: закупки и стройки с оглядкой на кошелек

Вавилонские башни XXI века: закупки и стройки с оглядкой на кошелек
Время, когда при закупочной деятельности на первом плане была борьба с коррупцией, прошло. Сейчас на авансцену выходят экономика и качество закупок. Такое мнение в интервью РЖД-Партнеру высказала председатель правления Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам Лидия Никифорова (кстати, интервью с ней можно будет прочитать в № 19 журнала РЖД-Партнер). Она считает важным добавить в закон понятия эффективности и результативности закупок, иначе нет никакого объективного индикатора. 
РЖД-Партнер

Верхи не могут, а низы хотят, или как сроки доставки становятся резиновыми

Верхи не могут, а низы хотят, или как сроки доставки становятся резиновыми
В РЖД не устают сообщать об улучшении скорости доставки грузов и приводят соответствующие цифры. Однако общаясь с нашими читателями-грузовладельцами, невольно начинаешь делить показатели надвое, ибо железнодорожные клиенты, максимально приближенные к земле, видят ситуацию, мягко говоря, несколько иначе.

  1. ОАО «РЖД» сообщило о проведении открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи 100% минус 1 акция АО «Рефсервис». Как это решение повлияет на рынок перевозок скоропортящихся грузов?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions