+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.07.2019 15:00:37
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Железнодорожная погрузка в июне 2019 года: часть 2

Снижение погрузки в июне текущего года до 107,3 млн т (-5,4% к аналогичному периоду прошлого года) должно отразиться на ставках операторов. Ожидается ли их снижение? Чем это может обернуться для отрасли?
В июне общий парк превысил 1,13 млн вагонов, что примерно на 4% больше, чем показатель аналогичного периода прошлого года. При этом доля рабочего парка в нем увеличилась на 0,3 п. п., а оборот вагона замедлился на 8,2%.

Это означает, что давление на сеть РЖД увеличилось. И дефицит подвижного состава стал переходить из дефицита в профицит. Причем данный процесс ускорился в II квартале текущего года под влиянием снижения погрузки. Избыток вагонов заставил операторов быть внимательнее к клиентам.

Правда, как отметили несколько реципиентов при опросах грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, более гибкий подход собственники вагонов демонстрировали не на всех направлениях, а пока на тех маршрутах, которые считали для себя наиболее важными в стратегическом плане. Иными словами, речь шла о том, чтобы именно на них сохранить максимум грузоотправителей.

Вагоны, взятые в оборот

Рост оборота вагона на фоне профицита рабочего парка заставил операторов обратить внимание на организацию маршрутов. Если вагон стал чаще задерживаться в пути и на промежуточных станциях, то все чаще владельцы подвижного состава начали задумываться о том, чтобы не гнать его порожняком обратно, выгадывая за счет оборота, а получить дополнительный доход от обратной загрузки вагона.

В качестве примера можно привести более плотную работу с владельцами карьеров в июне. Если еще в I квартале 2019 года считалось более выгодным стараться объезжать их стороной, то в II квартале к ним все чаще стали подгонять не только требуемые под погрузку вагоны, но и уговаривали взять дополнительное количество подвижного состава.

Разумеется, в том случае, если последние имели намерения увеличить погрузку, но ранее не могли этого сделать из-за нехватки относительно недорогих вагонов сверх ранее заявленного плана. И результат налицо: впервые за последние 2 года погрузка щебня стабилизировалась и даже немного подросла.

Невидимая рука профицита

Впрочем, приходится признать: данная стратегия – результат давления образовавшегося профицита вагонов на сети РЖД. В такой ситуации есть ожидания, что ставки операторов будут снижаться. Однако пока они держатся в целом стабильными.

Этого пока удается добиться благодаря своевременно принятым мерам. Одна из них – активизация поиска обратной загрузки и поиски способов снижения порожних пробегов.

Второй способ борьбы с профицитом – вывод части подвижного состава, срок службы которого необходимо продлевать, в нерабочий парк. Третий вариант – размещение излишка в отстой.

В итоге, как отмечают клиенты, на сети усилились тарифные качели: на одних направлениях в июне сохранился рост ставок, на других – отмечено их снижение. Это, собственно, обычная практика – необычен размер амплитуды. Он на ряде маршрутов может превышать 50%. Это затрудняет планирование отправок. Рынок ведет себя мало предсказуемым образом.

Ставки на качелях

Опросы грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, показывают, что сейчас многие клиенты в сложившейся ситуации затрудняются оценить: в среднем ставки на вагоны снижаются или все-таки остаются колебаться относительно некоего стабильного уровня.

Однако индекс электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» в июне по сравнению с маем текущего зафиксировал все-таки снижение ставок на вагоны на 2,9%. Индекс суточной ставки предоставления полувагона в технический рейс на пространстве 1520 по результатам сделок, совершенных на бирже вагонов за аналогичный период, – снижение на 0,3%.

Как видите, реальность, данную клиентам в ощущениях, отражают и эти два индикатора: первый указывает на снижение, а второй, по сути, – на тренд на стабилизацию расценок на спотовом рынке. «Исходя из затрат операторов в существенное снижение цен на предоставление вагонов верится с трудом. Тем не менее в ближайшей перспективе они все-таки будут сползать вниз», – отметил П. Иванкин.

Таким образом, ситуация с тарифами будет стремиться к уровню, зафиксированному в конце прошлого года. Это означает, что из-за сложившегося уровня профицита вагонов и снижения объемов погрузки кризис операторскому рынку не грозит. С другой стороны, ожидается понимание со стороны лизинговых компаний к операторам, которые сейчас оказались вовлечены в проекты с приобретением дорогих вагонов.

Их опросы показывают, что игроки в целом не готовы к возвратам подвижного состава под управление лизингодателей. Особенно сейчас, когда рынок операторских услуг стал сложным и требует профессионализма и управленческих решений. Однако вполне возможны перегруппировки имеющихся на сети ресурсов среди операторских компаний, которые также послужат балансировке рынка.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions