+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.07.2019 15:00:37
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Железнодорожная погрузка в июне 2019 года: часть 2

Снижение погрузки в июне текущего года до 107,3 млн т (-5,4% к аналогичному периоду прошлого года) должно отразиться на ставках операторов. Ожидается ли их снижение? Чем это может обернуться для отрасли?
В июне общий парк превысил 1,13 млн вагонов, что примерно на 4% больше, чем показатель аналогичного периода прошлого года. При этом доля рабочего парка в нем увеличилась на 0,3 п. п., а оборот вагона замедлился на 8,2%.

Это означает, что давление на сеть РЖД увеличилось. И дефицит подвижного состава стал переходить из дефицита в профицит. Причем данный процесс ускорился в II квартале текущего года под влиянием снижения погрузки. Избыток вагонов заставил операторов быть внимательнее к клиентам.

Правда, как отметили несколько реципиентов при опросах грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, более гибкий подход собственники вагонов демонстрировали не на всех направлениях, а пока на тех маршрутах, которые считали для себя наиболее важными в стратегическом плане. Иными словами, речь шла о том, чтобы именно на них сохранить максимум грузоотправителей.

Вагоны, взятые в оборот

Рост оборота вагона на фоне профицита рабочего парка заставил операторов обратить внимание на организацию маршрутов. Если вагон стал чаще задерживаться в пути и на промежуточных станциях, то все чаще владельцы подвижного состава начали задумываться о том, чтобы не гнать его порожняком обратно, выгадывая за счет оборота, а получить дополнительный доход от обратной загрузки вагона.

В качестве примера можно привести более плотную работу с владельцами карьеров в июне. Если еще в I квартале 2019 года считалось более выгодным стараться объезжать их стороной, то в II квартале к ним все чаще стали подгонять не только требуемые под погрузку вагоны, но и уговаривали взять дополнительное количество подвижного состава.

Разумеется, в том случае, если последние имели намерения увеличить погрузку, но ранее не могли этого сделать из-за нехватки относительно недорогих вагонов сверх ранее заявленного плана. И результат налицо: впервые за последние 2 года погрузка щебня стабилизировалась и даже немного подросла.

Невидимая рука профицита

Впрочем, приходится признать: данная стратегия – результат давления образовавшегося профицита вагонов на сети РЖД. В такой ситуации есть ожидания, что ставки операторов будут снижаться. Однако пока они держатся в целом стабильными.

Этого пока удается добиться благодаря своевременно принятым мерам. Одна из них – активизация поиска обратной загрузки и поиски способов снижения порожних пробегов.

Второй способ борьбы с профицитом – вывод части подвижного состава, срок службы которого необходимо продлевать, в нерабочий парк. Третий вариант – размещение излишка в отстой.

В итоге, как отмечают клиенты, на сети усилились тарифные качели: на одних направлениях в июне сохранился рост ставок, на других – отмечено их снижение. Это, собственно, обычная практика – необычен размер амплитуды. Он на ряде маршрутов может превышать 50%. Это затрудняет планирование отправок. Рынок ведет себя мало предсказуемым образом.

Ставки на качелях

Опросы грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, показывают, что сейчас многие клиенты в сложившейся ситуации затрудняются оценить: в среднем ставки на вагоны снижаются или все-таки остаются колебаться относительно некоего стабильного уровня.

Однако индекс электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» в июне по сравнению с маем текущего зафиксировал все-таки снижение ставок на вагоны на 2,9%. Индекс суточной ставки предоставления полувагона в технический рейс на пространстве 1520 по результатам сделок, совершенных на бирже вагонов за аналогичный период, – снижение на 0,3%.

Как видите, реальность, данную клиентам в ощущениях, отражают и эти два индикатора: первый указывает на снижение, а второй, по сути, – на тренд на стабилизацию расценок на спотовом рынке. «Исходя из затрат операторов в существенное снижение цен на предоставление вагонов верится с трудом. Тем не менее в ближайшей перспективе они все-таки будут сползать вниз», – отметил П. Иванкин.

Таким образом, ситуация с тарифами будет стремиться к уровню, зафиксированному в конце прошлого года. Это означает, что из-за сложившегося уровня профицита вагонов и снижения объемов погрузки кризис операторскому рынку не грозит. С другой стороны, ожидается понимание со стороны лизинговых компаний к операторам, которые сейчас оказались вовлечены в проекты с приобретением дорогих вагонов.

Их опросы показывают, что игроки в целом не готовы к возвратам подвижного состава под управление лизингодателей. Особенно сейчас, когда рынок операторских услуг стал сложным и требует профессионализма и управленческих решений. Однако вполне возможны перегруппировки имеющихся на сети ресурсов среди операторских компаний, которые также послужат балансировке рынка.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions