Единственное преимущество, которое всегда упоминается в контексте МТК и в том числе когда вы говорите о смешанных перевозках, – это скорость доставки. Но сколько процентов клиентов хочет, чтобы им привезли груз за 15–20 дней? Может, около 20%. А всем остальным нужна некая стабильность, потому что у них есть система движения на складах. Есть система производства, которая, когда им вдруг привезут не через 30 дней, как у них построен производственный цикл, а через 15 дней, тогда возникает вопрос: куда этот складывать груз? Я не говорю, что это плохо, я просто отмечаю, что это нужно иметь в виду. Нужна ли скорость? Где-то нужна – где рефгрузы, продовольственные. А для других, может быть, и нет.
В России об МТК говорят в основном с точки зрения именно академической науки. Международная наука выделяет пять видов коридоров: micro landbridge, mini landbridge, landbridge, marco landbridge, reverse landbridge. В РФ реализованы первые четыре коридора.
Последние годы развивается китайская инициатива «Один пояс – один путь». Но это не МТК – она шире и включает в себя не только транспортную инфраструктуру, но и движение прямых инвестиций в те точки стран-организаторов этого процесса, через которые она хочет развивать свой коридор.
Все понимают, что есть инфраструктура входа и выхода – порты. Но все забывают про подходы и выходы. А как груз из Китая доставят во Владивосток, из Санкт-Петербурга – в Финляндию? Кроме того, у нас по закону нет такого понятия, как «оператор смешанной перевозки».
К рекомендациям при обсуждении развития МТК я бы отнес совершенствование нормативно-правовой базы. Нужно законодательно утвердить понятие ОСП – оператора смешанной перевозки. Также нужно утвердить форматы ДСП – документа смешанной перевозки (как вариант документы FIATA, также коносамент NVOCC оператора), довести до конца работу на ФЗ «О смешанных перевозках грузов».
Также я бы рекомендовал посмотреть на оперативно-управленческий аспект. Дирекция международных транспортных коридоров (ДМТК) могла бы разработать программу развития МТК со стороны РФ. Кроме того, речь может идти о создании оператора МТК (возможно, в формате государственно-частного партнерства), а также о реактивации программы возрождения торгового флота РФ.
Автор: Александр Тысячников, член научного совета Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.