Ввиду низкой стоимости уголь далеко не самый доходный груз как для экономики страны (создает лишь 5,4% налоговых отчислений в бюджеты различных уровней от экспорта и формирует менее 1% ВВП страны), так и с точки зрения железнодорожного тарифа (доходность ОАО «РЖД» от контейнерных перевозок в среднем 2 раза выше в сравнении с перевозками угля).
По нашим оценкам, одна тонна груза в среднестатистическом контейнере при стоимости около 2,6 млн руб. формирует 8,9 тыс. руб. бюджетных эффектов (для сравнения, 1 т угля генерирует 1,1 тыс. руб. бюджетных эффектов).
Экспорт 15,4 млн т контейнерных грузов по Восточному полигону в 2021 году на 43% превысил экспортную стоимость ключевых конкурентов – угля (102 млн т), нефти и нефтепродуктов (10 млн т), железной руды (4,5 млн т).
Целесообразно изменить подход к распределению пропускных и провозных мощностей Восточного полигона в зависимости от объема социально-экономических эффектов от экспорта таких грузов. Такой подход позволит не только снизить нагрузку на грузонапряженные и востребованные маршруты, но и запустит механизм диверсификации промышленности.
Уменьшение объемов отгрузок угля на экспорт через Восточный полигон в пользу высокодоходных грузов позволит увеличить объем положительных бюджетных эффектов. Например, при условии распределения пропускной способности инфраструктуры Восточного полигона в пользу увеличения объемов контейнерных перевозок на 700 тыс. TEU в год к уровню 2021-го (при условии переключения перевозок угля на альтернативные маршруты), дополнительный вклад в ВВП страны может составить до 23 млрд руб. к 2025 году.
При этом, с учетом сокращения грузооборота со странами ЕС, высвобождения значительного объема пропускных и провозных мощностей железнодорожной инфраструктуры центральной части России, а также перевалочных мощностей в портах Арктического и Балтийского бассейнов, представляется целесообразной проработка вопроса экономической и технологической эффективности диверсификации маршрутов экспорта угля на существующие рынки сбыта, в том числе через Северный морской путь.
Таким образом, в условиях диверсификации логистики и импортозамещения при распределении пропускных и провозных мощностей наиболее востребованных направлений, которым является Восточный полигон, необходимо отдавать больший приоритет грузам, обеспечивающим наибольший вклад в развитие отраслей отечественной экономики. Вместе с тем в процессе перераспределения экспорта сырьевых грузов на менее грузонапряженные маршруты целесообразно проводить оценку общей эффективности осуществления перевозок для всех субъектов рынка.
Автор: Дмитрий Черненок, заместитель руководителя направления «Экономика инфраструктурных отраслей» ЦСР
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.