Но даже в условиях отсутствия выбора погрузка щебня на железной дороге падает. Во многом из-за высокой стоимости вагонной составляющей, серьезно выросшей за период 2016–2018 гг. Дело в том, что при благоприятной конъюнктуре экспортного рынка угля операторы почему-то решили под эти условия подтягивать и остальные номенклатуры грузов, находящиеся в других условиях прочих отраслей промышленности. Это было неправильным решением, когда всех под одну гребенку. Если рост наблюдается по конкретному сегменту рынка, то почему должны страдать другие? Притом что это совершенно разные рынки, разные грузы, у этих вопросов разная экономическая основа. Если мы говорим про уголь, то это прежде всего экспорт. Щебень – это стопроцентно внутреннее потребление, направленное на исполнение федеральных и региональных программ развития. И на фоне активного роста спроса на уголь поднимать ставки на строительные грузы было неразумно.
В результате повышения ставок на вагоны конечная стоимость щебня в регионах потребления существенно выросла. Стоимость тонны гранитного щебня в Карелии составляет 350–400 руб., а для потребителя, в частности ЦФО, уже с учетом транспортировки, она достигает 1,7–2 тыс. руб. При таких ценах активизировали работу гравийные и известняковые карьеры, выросли объемы отгрузки шлакового щебня, то есть более дешевые альтернативные варианты высокопрочному щебню. Вместе с тем производители высокопрочного щебня высокого качества, напротив, испытывают большие сложности с реализацией своей продукции, предприятия недозагружены, рентабельность минимальная, при которой сложно обеспечить эффективную работу, часть предприятий и вовсе остановили свою работу. При условии что объем производства щебня вырос в текущем году, погрузка на железной дороге по итогам 5 месяцев сократилась примерно на 5,1 млн т в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. И сейчас вернуться на этот рынок будет непросто. Рынку нужны понятные правила, ответственные решения, предсказуемость и плановость. Для этого необходимо более взвешенно и ответственно подходить к вопросам реализации ценовой и коммерческой политики с учетом условий функционирования различных отраслей.