+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.01.2017 18:00:00
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Рынок железнодорожных перевозок специфичен для регулирования

Рынок железнодорожных перевозок и его регулирование имеет специфику, не позволяющую применять к нему подходы с рынка электроэнергии. Существует ряд особенностей. В настоящее время в процесс регулирования на железнодорожном транспорте вовлечены пять ведомств: Минтранс, Минэкономики, ФАС, Росжелдор, Ространснадзор. Кроме этого, частичные регуляторные функции выполняются ОАО «РЖД».
Рынок железнодорожных перевозок специфичен для регулирования
Сферы применения СРО на железнодорожном транспорте определить трудно. Во-первых, в настоящее время отсутствует четкое определение сферы деятельности саморегулируемых организаций на железнодорожном транспорте. Конечной услугой железнодорожного транспорта является перевозка грузов и пассажиров. Однако заинтересованными сторонами предметно обсуждается лишь сфера предоставления вагонов под перевозку, что является лишь второстепенной услугой наряду с ремонтами вагонов, подготовкой их к перевозкам и т.д.
Во-вторых, поскольку федеральными ведомствами не рассматривается перевозка грузов в качестве рыночной сферы деятельности, в которой возможна конкуренция не только частного перевозчика с общесетевым, но и общесетевого с частным по цене, публичности оказания услуги и т.д., то предмет саморегулирования в перевозках как таковой отсутствует. Если создаются стандарты деятельности и выполняется либерализация регулирования в сфере перевозок (а не предоставления вагонов), то данные условия должны распространяться на всех перевозчиков – и РЖД, и частных, против чего выступает ряд регуляторов.
В-третьих, определение предмета саморегулирования по сравнению с электроэнергетикой затруднено тем, что перевозка грузов каждого из вагонов персонифицирована. Каждая из более чем 30 млн вагоноотправок в год является «розницей», т.е. имеет индивидуальную корреспонденцию, по которой отправляется вагон с заранее спланированным номером, сроком подачи вагона под погрузку, станцией отправления и назначения, индивидуальным сроком доставки и т.д. При организации торгов в электроэнергетике отсутствует персонификация выработанных кВт и их потребителей, кВт обезличены по генераторам и потребителям, имеется лишь общий пул заявок на продажу и покупку.
В-четвертых, на железнодорожном транспорте, в основном, сохраняется технологическое единство производственного процесса всех участников перевозок, а также единая диспетчеризация. Соответственно, отсутствует насущная необходимость создания организации, заменяющей собой технологическое регулирование в отрасли.
Идея создания СРО на железнодорожном транспорте по аналогии с НП «Совет рынка» не имеет аналогов в мировой практике и уникальна для мирового железнодорожного сообщества. На этом фоне целесообразность ее создания не подтверждена расчетами и оценками для условий России. Отсутствует оценка рисков и ожидаемых положительных эффектов – как для отрасли, так и для ее потребителей.
По предварительным экспертным оценкам, при «копировании» по аналогии с электроэнергетикой существуют высокие риски роста транспортных затрат у пользователей и снижение технологической устойчивости единого перевозочного процесса.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions