Действенным инструментом исправления ситуации может быть только честная рыночная конкуренция, на что и направлена идея выделения строительства объектов РЖД в независимую структуру на конкурсной основе.
Здесь я вижу только положительные моменты. Возможные возражения о потере контроля и взаимодействия с РЖД вполне могут быть компенсированы опытом закупки инженерных и строительных работ, например, в нефтегазовой отрасли. А текущие аргументы о сложностях привлечения рабочей силы в отдаленных географических точках просто разобьются об опыт работы тех же нефтяников за полярным кругом.
Как обычно, финансирование развития Восточного полигона – сложная и многоуровневая задача, понять которую внешнему пользователю достаточно сложно. Даже в официальном отчете РЖД цифры и источники финансирования постоянно меняются. В моем понимании формулировка переноса финансирования на 2024–2025 гг. равнозначна ее аннулированию по известному принципу «либо ишак сдохнет, либо эмир».
Если рассматривать вопрос в целом, то я считаю, что первоначальная проблема развития Восточного полигона лежит в области освоения, а не выделения финансирования. Конечно, в условиях недостаточности инвестиций реализация проекта невозможна, но в первую очередь все же необходимо наладить систему конкурсного отбора подрядчика, способного их реализовать с максимальной оптимизацией и без оглядки на корпоративную зависимость.