Другой вопрос, как воспользоваться этим конкурентным преимуществом и как извлечь ту или иную выгоду – социальную или коммерческую.
Еще один обсуждаемый вызов – снижение традиционной грузовой базы. Но я бы говорил об изменении, а не снижении. Совершенно очевидно, что сегодняшние традиционные способы перемещения товаров по миру подвергаются существенным коллапсам со стороны самых разных обстоятельств – климатических и т. д. Железнодорожный транспорт – один из самых стабильных в мире: количество жертв, аварий или коллапсов, которые блокируют перемещение, одно из самых низких.
В пассажирском секторе срыв графика – наиболее редкое явление. Поэтому изменение пассажиропотока или грузовой базы, на мой взгляд, можно отнести только к числу преимуществ железных дорог. Другое дело, что это требует такого же динамичного изменения и самих железнодорожных перевозок.
Другой обсуждаемый вызов, стоящий перед железными дорогами, – изменение направления транспортных потоков. Это большая проблема, связанная с организацией этого процесса. Но если посмотреть на трубопровод, который проложен из точки А в точку B, например, на наиболее обсуждаемый сегодня Северный поток, важно понимать, что позволит перемещать газ только в одном направлении. В железнодорожном транспорте совсем не такая ситуация: вы погрузите газ в цистерны, и он приедет в конкретный город и поселок. На мой взгляд, гибкость железных дорог намного выше, если сравнивать их с трубопроводными системами мира в области нефти и газа.
Мое личное мнение – вызовом железнодорожной отрасли является рост конкуренции, так как все перечисленные факторы относятся не к РЖД и вообще не к железным дорогам, а к транспортной системе в целом.
В этом плане основной вызов – успеем ли мы воспользоваться теми невероятными конкурентными преимуществами и возможностями, которые были заложены исторически в городах РФ? Рельсовый транспорт традиционно является электрическим, поэтому – экологическим. Сумеем ли мы договориться между собой о предоставлении самой эффективной услуги? Это самый главный вызов, на мой взгляд, для железнодорожной отрасли. У нас невероятные возможности, чтобы успешно двигаться вперед.
Автор: Кирилл Липа, генеральный директор АО «Трансмашхолдинг»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.