+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.12.2021 13:58:00
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

На соблюдение сроков II этапа модернизации Восточного полигона может повлиять корректировка его стоимости и кадровый дефицит

Реализацию I этапа инвестиционного проекта по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба в целом можно назвать одной из крупнейших инфраструктурных строек в новейшей истории Российской Федерации. Стоимость проекта с учетом корректировок составляет 520,5 млрд рублей, что с учетом инфляции эквивалентно около 860 млрд рублей в ценах 2021 года.
На соблюдение сроков II этапа модернизации Восточного полигона может повлиять корректировка его стоимости и кадровый дефицит
Уникальность, сложность и масштаб проекта привели к необходимости внесения корректировок в нормативную базу. В процессе его реализации правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти принимались отдельные решения и нормативные документы. Так, 27 ноября 2014-го Минфином России утвержден приказ № 138н, закрепляющий форму соглашения о предоставлении отчетов о ходе реализации проектов, в которые инвестируются средства ФНБ. Данным документом введены дополнительные требования по ведению раздельного бухгалтерского учета средств ФНБ и открытию специального счета, а также запрет на использование средств ФНБ на работы, выполняемые собственными силами компании, и невозможность авансирования работ средствами ОАО «РЖД» до поступления средств ФНБ в компанию. Кроме того, отмечена недопустимость разработки проектной документации за счет средств ФНБ, в связи с чем компания была вынуждена корректировать источники финансирования разработки проектно-сметной документации по проекту.

Помимо прочего, в связи со вступлением в силу новых требований по обязательному проведению экологической экспертизы ПСД по ряду объектов, которые уже были подготовлены и переданы в ФАУ «Главгосэкспертиза России», возникла необходимость проведения дополнительной экологической экспертизы. Также следует отметить, что в декабре 2014 года на заседании правительственной комиссии по транспорту обозначена необходимость проведения независимого технологического и ценового аудита проектной документации.

Сроки, объем и своевременность выделения финансирования за счет средств Фонда национального благосостояния и федерального бюджета также сказались на необходимости корректировки выполнения мероприятий по I этапу проекта развития БАМа и Транссиба. Ввиду бюджетных ограничений был скорректирован объем и график выделения средств из федерального бюджета и ФНБ согласно параметрам паспорта проекта от 24 октября 2014 года № 2116-р. Вместо 110,2 млрд рублей из федерального бюджета выделено 21,5 млрд рублей. В дополнение паспортом рассматриваемого проекта первоначально было предусмотрено выделение 50 млрд рублей из ФНБ ежегодно в 2014–2016 гг., в то время как первый транш средств ФНБ в размере 50 млрд рублей был осуществлен лишь в марте 2015 года. Завершение выборки средств ФНБ продолжалось до 2021-го включительно.

Перечисленные выше факторы негативно сказались на возможности соблюдения первоначально установленных сроков реализации I этапа модернизации инфраструктуры БАМа и Транссиба.

Следует отметить, что параметры второго этапа рассматриваемого инвестиционного проекта формировались с учетом вышеописанных рисков и сдерживающих факторов.

На сегодняшний день, согласно паспорту II этапа модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба и утвержденным детальным планам мероприятий второго этапа развития Восточного полигона и Транссиба за 7 суток, сформирован перечень из 262 объектов и 6 мероприятий, необходимых к реализации в целях достижения целевых показателей по увеличению пропускной способности БАМ и Транссиба до 180 млн т в год в 2024 году и сокращению времени перевозок и увеличения объема транзитных перевозок контейнеров в 4 раза. ПСД по большинству объектов передана для получения заключения в ФАУ «Главгосэкспертиза России», в 2022 году планируется начало строительно-монтажных работ.

Вместе с тем на соблюдение запланированных сроков реализации II этапа модернизации БАМа и Транссиба может негативным образом повлиять ряд факторов. Во-первых, уже сейчас на некоторых объектах Восточного полигона выявлен серьезный кадровый дефицит, не позволяющий в полной мере нарастить темпы строительства и, таким образом, реализовать весь потенциал грузовых перевозок на полигоне. На фоне планов по увеличению финансирования крупных строек, в том числе реализации мероприятий КПМИ, дефицит кадров может усилиться.

Во-вторых, серьезное влияние на сроки реализации проекта может оказать корректировка его стоимости. Пандемия COVID-19 и введенные в связи с ней ограничения внесли коррективы в объемы производства строительных материалов, вследствие чего цены на многие из них резко возросли. Это создало предпосылки к пересмотру объемов инвестиций, запланированных на реализацию крупнейших проектов. Не остался в стороне и Восточный полигон: в июле 2021-го стоимость реализации II этапа модернизации БАМа и Транссиба была пересмотрена в сторону увеличения на 7,9% в связи с удорожанием основных ценообразующих ресурсов.

Вышеизложенный фактор может стать причиной для возникновения потребности в применении механизмов государственной поддержки, в том числе финансировании за счет средств федерального бюджета или ФНБ. В настоящее время второй этап рассматриваемого проекта реализуется в полном объеме за счет средств ОАО «РЖД».

Таким образом, важным элементом в части обеспечения запланированных сроков реализации мероприятий проекта будет являться осуществление мониторинга ведения работ по проекту и достижения целевых показателей, предусмотренных паспортом проекта и КПМИ.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions