Уникальность, сложность и масштаб проекта привели к необходимости внесения корректировок в нормативную базу. В процессе его реализации правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти принимались отдельные решения и нормативные документы. Так, 27 ноября 2014-го Минфином России утвержден приказ № 138н, закрепляющий форму соглашения о предоставлении отчетов о ходе реализации проектов, в которые инвестируются средства ФНБ. Данным документом введены дополнительные требования по ведению раздельного бухгалтерского учета средств ФНБ и открытию специального счета, а также запрет на использование средств ФНБ на работы, выполняемые собственными силами компании, и невозможность авансирования работ средствами ОАО «РЖД» до поступления средств ФНБ в компанию. Кроме того, отмечена недопустимость разработки проектной документации за счет средств ФНБ, в связи с чем компания была вынуждена корректировать источники финансирования разработки проектно-сметной документации по проекту.
Помимо прочего, в связи со вступлением в силу новых требований по обязательному проведению экологической экспертизы ПСД по ряду объектов, которые уже были подготовлены и переданы в ФАУ «Главгосэкспертиза России», возникла необходимость проведения дополнительной экологической экспертизы. Также следует отметить, что в декабре 2014 года на заседании правительственной комиссии по транспорту обозначена необходимость проведения независимого технологического и ценового аудита проектной документации.
Сроки, объем и своевременность выделения финансирования за счет средств Фонда национального благосостояния и федерального бюджета также сказались на необходимости корректировки выполнения мероприятий по I этапу проекта развития БАМа и Транссиба. Ввиду бюджетных ограничений был скорректирован объем и график выделения средств из федерального бюджета и ФНБ согласно параметрам паспорта проекта от 24 октября 2014 года № 2116-р. Вместо 110,2 млрд рублей из федерального бюджета выделено 21,5 млрд рублей. В дополнение паспортом рассматриваемого проекта первоначально было предусмотрено выделение 50 млрд рублей из ФНБ ежегодно в 2014–2016 гг., в то время как первый транш средств ФНБ в размере 50 млрд рублей был осуществлен лишь в марте 2015 года. Завершение выборки средств ФНБ продолжалось до 2021-го включительно.
Перечисленные выше факторы негативно сказались на возможности соблюдения первоначально установленных сроков реализации I этапа модернизации инфраструктуры БАМа и Транссиба.
Следует отметить, что параметры второго этапа рассматриваемого инвестиционного проекта формировались с учетом вышеописанных рисков и сдерживающих факторов.
На сегодняшний день, согласно паспорту II этапа модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба и утвержденным детальным планам мероприятий второго этапа развития Восточного полигона и Транссиба за 7 суток, сформирован перечень из 262 объектов и 6 мероприятий, необходимых к реализации в целях достижения целевых показателей по увеличению пропускной способности БАМ и Транссиба до 180 млн т в год в 2024 году и сокращению времени перевозок и увеличения объема транзитных перевозок контейнеров в 4 раза. ПСД по большинству объектов передана для получения заключения в ФАУ «Главгосэкспертиза России», в 2022 году планируется начало строительно-монтажных работ.
Вместе с тем на соблюдение запланированных сроков реализации II этапа модернизации БАМа и Транссиба может негативным образом повлиять ряд факторов. Во-первых, уже сейчас на некоторых объектах Восточного полигона выявлен серьезный кадровый дефицит, не позволяющий в полной мере нарастить темпы строительства и, таким образом, реализовать весь потенциал грузовых перевозок на полигоне. На фоне планов по увеличению финансирования крупных строек, в том числе реализации мероприятий КПМИ, дефицит кадров может усилиться.
Во-вторых, серьезное влияние на сроки реализации проекта может оказать корректировка его стоимости. Пандемия COVID-19 и введенные в связи с ней ограничения внесли коррективы в объемы производства строительных материалов, вследствие чего цены на многие из них резко возросли. Это создало предпосылки к пересмотру объемов инвестиций, запланированных на реализацию крупнейших проектов. Не остался в стороне и Восточный полигон: в июле 2021-го стоимость реализации II этапа модернизации БАМа и Транссиба была пересмотрена в сторону увеличения на 7,9% в связи с удорожанием основных ценообразующих ресурсов.
Вышеизложенный фактор может стать причиной для возникновения потребности в применении механизмов государственной поддержки, в том числе финансировании за счет средств федерального бюджета или ФНБ. В настоящее время второй этап рассматриваемого проекта реализуется в полном объеме за счет средств ОАО «РЖД».
Таким образом, важным элементом в части обеспечения запланированных сроков реализации мероприятий проекта будет являться осуществление мониторинга ведения работ по проекту и достижения целевых показателей, предусмотренных паспортом проекта и КПМИ.
Автор: Дмитрий Черненок, заместитель руководителя направления «Экономика инфраструктурных отраслей» ЦСР, Никита Маховский, руководитель проектов направления «Экономика инфраструктурных отраслей» ЦСР
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.