Баланс на рынке подвижного состава может быть достигнут на стыке интересов спроса и предложения в условиях формирования рыночной среды и честной конкуренции.
Из положительных моментов списания вагонного парка (полувагоны) можно отметить:
● ликвидирован избыток вагонного парка,
● произошло его омоложение,
● выросла производительность вагона,
● улучшились показатели грузовой и эксплуатационной работы,
● уменьшилась нагрузка на инфраструктуру.
Однако есть и отрицательные аспекты.
В частности, в 2015–2016 гг. отмечено сокращение количества парка – на 200 тыс. полувагонов, что привело к их дефициту на сети РЖД, которое отмечено начиная со второго полугодия текущего года. А это в свою очередь отразилось на ограничении объемов погрузки.
Когда принималось решение о запрете использования вагонов с истекшим сроком службы, Минпромторг РФ продекларировал необходимость принятия мер поддержки вагоностроительной отрасли и стимулировании выпуска новых вагонов в объеме до 45 тыс. ед. в год. Однако фактически выход на рынок новых вагонов оказался существенно ниже запланированного показателя.
Также необходимо отметить: тарифная льгота на порожний пробег для инновационных полувагонов делает это парк менее универсальным в использовании под перевозки других попутных грузов (например, щебня). Из-за этого операторы предпочитают возвращать вагоны из под угля под повторную погрузку той же самой номенклатуры. Иными словами, перегоняет порожняк вместо того, чтобы использовать подвижной состав для попутной загрузки. В результате получается так, что инновационный полувагон сегодня востребован технологически и экономически в основном угольщиками под перевозки угля.
По поводу перспектив вагоностроительной отрасли на ближайшие 5 лет конечно же необходимо восполнить баланс полувагонов и рассмотреть потребность рынка в части специализированных вагонов, которых тоже не достаточно. Основным сдерживающим фактором для размещения заказов и закупки новых вагонов является неопределенность тарифной модели, которая непосредственно влияет на формирование вагонной составляющей.
Автор: Андрей Громовой, генеральный директор ООО «Промнерудтранс»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.