Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» рассмотрел основные параметры проекта технического задания на проведение инженерных изысканий и разработку проектной документации для строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань.
Как сообщила пресс-служба совещательно-консультационного органа, заключение на проект было утверждено членами совета 12 февраля.
Совет потребителей отмечает высокий уровень подготовленных материалов и проработанности предпроектных решений. «Строительство первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали станет важнейшим технологическим прорывом, позволит вывести на новый уровень пассажирские железнодорожные перевозки и будет способствовать экономическому подъему на территориях прохождения», – отмечается в заключении.
В то же время, эксперты отмечают, что выбранная трассировка высокоскоростной железнодорожной магистрали недостаточно учитывает возможности мультимодальности и создания транспортно-пересадочных узлов, верный выбор местоположения которых позволит увеличить загрузку высокоскоростной магистрали. «Представляется правильным выбор существующих железнодорожных вокзалов в Москве и Нижнем Новгороде как места размещения вокзалов ВСМ, а также трассирование линии ВСМ через аэропорт в Нижнем Новгороде, – говорится в экспертном заключении. – В то же время, выбор вокзала «Казань-2» в качестве конечного пункта ВСМ представляется не вполне обоснованным». Для поездов ВСМ, конечным пунктом назначения которых будет Казань, экспертам представляется целесообразным использование расположенного в центре города вокзала «Казань-1», мощности которого в последние годы были значительно разгружены ввиду перевода основного потока транзитных поездов на вокзал «Казань-2». Кроме того, по мнению экспертов совета, целесообразно рассмотреть вопрос о включении в состав линии ВСМ построенного в 2013 году участка «Казань-1 – Аэропорт Казань» с тем, чтобы конечной станцией поездов ВСМ была станция «Аэропорт Казань».
Также вызывают сомнения у экспертов совета трассировка обхода города Владимир с севера, при которой общая длина трассы увеличивается (по сравнению с обходом с юга либо трассой вдоль существующей линии железной дороги), а вокзал ВСМ создается за пределами существующей городской застройки. Недостатком трассировки является отсутствие таких пересадочных узлов между Москвой и Нижним Новгородом, при этом именно Владимир является наиболее подходящим для этого пунктом: во-первых, там будет останавливаться большее количество поездов ВСМ, во-вторых, к Владимиру легче организовать подвоз пассажиров местными поездами из городов Иваново и Ковров.
Станция Помары, планируемая как техническая (обгонный пункт), расположена вблизи городов Волжск и Зеленодольск, население которых в сумме составляет свыше 150 тыс. человек. Кроме того, на этой станции, как полагают эксперты Совета, возможна организация транспортно-пересадочного узла для обслуживания пассажиров из города Йошкар-Ола. В связи с чем отмечается целесообразность рассмотрения возможности проектирования этой станции как пассажирской.
Также Совет потребителей считает, что необходимо оценить целесообразность включения в проект дополнительной пассажирской станции Кстово, к югу от одноименного города (население около 70 тыс. человек), на перегоне Аэропорт Нижний Новгород – Нива.
Предложение о строительстве в Нижнем Новгороде вокзала конкорсного типа (над существующим вокзалом), по мнению экспертов, приведет к значительному удорожанию проекта.
Эксперты отмечают неучтенность в проектной документации возможности организации движения на линии ВСМ поездов, часть пути проходящих по линии ВСМ на высокой скорости, а часть – по обычным линиям. Положительный опыт такого движения есть на сети французских высокоскоростных линий TGV. Совет потребителей полагает, что включение в параметры проекта таких поездов позволит повысить загрузку и экономическую эффективность линии ВСМ Москва – Казань.
В условиях ограниченных финансовых ресурсов определение приоритетности строительства играет особую роль, и простое разделение на этапы по четырём участкам от Москвы в сторону Казани не представляется оптимальным. Следует заново проработать этапность строительства с тем, чтобы первые вводимые этапы демонстрировали эффективность ВСМ как для пассажиров, так и для российской экономики в целом.
Свое заключение Совет потребителей представил в правительство, Экспертный совет при правительстве, Минтранс, министру РФ Михаилу Абызову и ОАО «РЖД».
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions