• Ставка на полувагон
    2423
    2.9 %
    руб./сут.
    декабрь 2021
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2021Г. - 59 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 73.74 0 EUR ЦБ РФ 83.24 0
    BTC 48219.02 usd BTC 3554706.15 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.10.2021 12:55:48
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Россия теряет лидерство в экспорте леса и пиломатериалов в Китай при росте объемов поставок на внутренний рынок

Аналитический центр «ТрансЛес» проанализировал ключевые показатели железнодорожных перевозок лесных грузов за 9 мес. 2021 года и конкурентную обстановку на рынке лесной продукции. Объем перевозок леса и пиломатериалов, включая контейнерные перевозки, вырос на 4 % до 33,8 млн т. В 3-м квартале рост спроса на продукцию лесопереработки на внутреннем и внешнем рынка продолжал оставаться высоким, что позволило добиться положительной динамики перевозок.
Россия теряет лидерство в экспорте леса и пиломатериалов в Китай при росте объемов поставок на внутренний рынок
Внутренние перевозки

Перевозки необработанной древесины для нужд российских предприятий остались основным драйвером роста, который составил 8 % до 15,5 млн т. Российские предприятия увеличили производство товаров ЛПК по следующим номенклатурам*:

- целлюлоза – на 0,9%

- бумага и картон – на 7,2%

- пиломатериалы — на 2,5 %;

- фанера — на 10,5 %;

- ДСП — на 22,7 %;

- ДВП — на 18,4 %.

Отчасти на результаты периода продолжил влиять эффект низкой базы прошлого года. Однако все большую роль играет увеличение российскими производителями линейки продукции с высокой степенью переработки, что влияет не только на рост объемов внутренних перевозок, но и поддерживает развитие несырьевого экспорта.

Экспортные перевозки

Экспортные железнодорожные перевозки леса и пиломатериалов за 9 месяцев 2021 г. остались на уровне прошлого года и составили 18 млн т.

За период было перевезено 11,1 млн т пиломатериалов, что на 5 % ниже показателей аналогичного периода прошлого года. Ключевым фактором, повлиявшим на коррекцию объемов, стало нарушение логистики поставок контейнеров по всему миру и последовавшее удорожание морского фрахта. Так, индекс Drewry по итогам отчетного периода почти в три раза превысил показатель год к году.

Основными получателями пиломатериалов стали: Китай — 7,5 млн т, снижение на 8 %, Узбекистан — 0,8 млн т, снижение на 18 %, Азербайджан — 0,5 млн т, снижение на 9 %, Япония — 0,3 млн т, рост на 11 %.

Перевозки пиломатериалов сохранили доминирующие позиции и практически вдвое превышают объем экспортированной необработанной древесины, который увеличился на 8,8 % до 7,2 млн т. Основными получателями стали Китай — 3,8 млн т, рост на 14,5 %, и Финляндия — 2,9 млн т, рост на 1,4 % год к году.

Из-за инфраструктурных ограничений на пограничных переходах с Китаем и усилившейся в связи с этим конкуренцией между различными видами грузов за пропускную способность объем перевозок через пограничные переходы сократился на 2% до 9,9 млн т. В связи с этим произошло перераспределение грузовой базы — грузоотправители искали альтернативные рынки сбыта и новые возможности транспортировки, поэтому вырос объем перевозок через порты. Так, поставки лесной продукции через порты Дальнего Востока увеличились более чем на треть, до 1,5 млн т.

Мировая рыночная конъюнктура

В январе-сентябре 2021 г. отмечался высокий спрос на лесную и целлюлозно-бумажную продукцию. Благоприятная рыночная конъюнктура сохранится в ближайшей перспективе как минимум до конца текущего года, если не произойдет резкого охлаждения рынка недвижимости Китая. С июля начали снижаться объемы продаж (июль -9 %, август -16 %, сентябрь -13 % год к году) и масштабы начала строительства новых объектов, что влияет на объемы экспортных поставок древесины в КНР. Серьезное влияние на рынок окажет разрешение ситуации с финансовым положением ведущего китайского оператора жилой недвижимости China Evergrande Group, переживающего кризис ликвидности.

В среднесрочной перспективе возможна ценовая коррекция, т.к. на многих рынках цены после пиковых значений начали движение вниз. В США рекордные значения фьючерсов на пиломатериалы были достигнуты весной этого года, впоследствии они снизились более чем в два раза, но по-прежнему находятся выше допандемийного уровня.

Все эти факторы усиливают конкуренцию между странами-поставщиками за рынок Китая, который остается крупнейшим мировым импортером. По данным китайской таможенной статистики, доля России в поставках леса и пиломатериалов снизилась на 6 п. п. до 22 %. В основном это связано с пересмотром экспортной политики в отношении хвойной необработанной и грубо обработанной древесины, а также действующими логистическими ограничениями. Замещение объемов происходит за счет других стран-экспортеров. Например, поставки из Новой Зеландии по итогам 9 мес. выросли на 41 %, достигнув одинаковой с Россией доли в 22 %. Поставки из Германии возросли на 57 % с долей 14 %.

Германия уже достигла максимума в поставках древесины, вызванного повреждением хвойных лесов и последовавшим за этим ростом заготовки. Самый большой потенциал роста поставок в Китай в ближайшей перспективе сохраняется у Новой Зеландии.

*Данные Росстат за 8 мес. 2021 г.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions