Напомним, что, помимо ряда изменений, депутаты также предлагают либерализацию государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) при строительстве наиболее опасных объектов, например мусоросжигательных заводов. Но эксперт подчеркивает, что в законопроекте,
размещенном на сайте Госдумы РФ, речь не идет об упразднении ГЭЭ.
«По замыслу авторов законопроекта для приоритетных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, список которых должен утверждаться президентом РФ, предлагается ряд упрощений в режиме согласования градостроительной и проектной документации. В том, что касается непосредственно ГЭЭ, эти упрощения заключаются, во-первых, в сокращении ее сроков до 45 дней вместо 2 месяцев, а во-вторых – в возможности проектам приоритетных объектов проходить ГЭЭ параллельно с государственной экспертизой проектной документации», – комментирует Е. Васенькина.
Сейчас для того, чтобы проект был принят на Главгосэкспертизу, требуется представить положительное заключение ГЭЭ. Поэтому сроки проведения двух последовательных экспертиз составляют около полугода. В том случае, если Главгосэкспертиза дает отрицательное заключение на проект, требуется его переработка, по результатам которой в связи с изменением проектных решений необходимо будет заново проходить ГЭЭ, а затем Главгосэкспертизу. Таких циклов для отдельных проектов может быть несколько. По мнению Е. Васенькиной, в этом смысле идея авторов законопроекта представляется в целом здравой, так как за счет параллельного прохождения она позволит сократить примерно на 2 месяца общий срок каждого отдельного цикла экспертиз.
«В то же время при параллельном подходе могут возникать различные проблемы и нестыковки, связанные, например, с необходимостью внесения изменений в проектную документацию по результатам замечаний экспертов. В итоге на выходе из экспертиз могут получиться два технически разных проекта, а путей решения таких коллизий законопроект не предлагает», – говорит она.
В целом изменения, предлагаемые в указанном законопроекте в части ГЭЭ, способны сократить сроки согласования проектной документации, но никак не повлияют на затраты, связанные с ее проведением. Для приоритетных объектов инфраструктуры сохраняется порядок проведения экологической экспертизы, необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду, включая этап обсуждений с общественностью, и другие важные механизмы, позволяющие минимизировать риски для населения и окружающей среды.
Автор: Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.