Объем погрузки на сети РЖД в 2014 году либо останется на уровне 2013-го, либо снизится примерно на 0,5%, считает эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных проблем (ИПЕМ) Александр Слободяник.
«Тенденций к улучшению состояния российской экономики пока не наблюдается», – добавил он.
По словам А. Слободяника, благополучным можно считать лишь прогноз «Русагротранса», согласно которому урожай зерна существенно вырастет (на 25%) и превысит 90 млн тонн (в предыдущем сезоне он составил 70,9 млн тонн). «Соответственно, объем погрузки также вырастет на 16,3%», – поясняет эксперт.
При перевозках угля перспективы менее радужные. «На внутреннем рынке особых изменений не предвидится, – поясняет аналитик. – Но, как известно, почти 40% угольных перевозок – экспортные, а ситуация на внешних рынках не благоприятна и не располагает к увеличению объемов перевозок на экспорт». По мнению А. Слободяника, если положение дел не изменится, то, скорее всего, объем погрузки угля останется на текущем уровне или незначительно возрастет.
«Перевозки черных металлов на железных дорогах продолжат снижаться, что связано с переходом этих грузов на другие виды транспорта, в основном на автомобильный, – полагает эксперт. Сокращается и производство черных металлов – выплавка стали и прокат упали в течение 2013 года на 3 и 2,6 п. п соответственно. В 2014-м ожидается снижение объема погрузки черных металлов на 1–2%».
А. Слободяник напоминает, что по прогнозам Министерства энергетики объем нефтедобычи в стране в ближайшие годы останется стабильным. «В то же время ожидается строительство и пуск целого ряда трубопроводов, ввод в эксплуатацию которых означает переход части нефтяных грузов с железных дорог в трубу, – полагает он. В 2014 году ожидается небольшое снижение объема погрузки нефти и нефтепродуктов на 1–1,5%».
Эксперт также констатирует, что в настоящий момент погрузка строительных грузов снизилась на 5,2% по отношению к предыдущему году. «Связано это, прежде всего, с окончанием крупнейших строек – подготовке к Универсиаде в Казани и к Олимпиаде в Сочи, – напоминает он. Рост строительства жилых комплексов вряд ли сильно исправит тенденцию по снижению погрузки в данном сегменте. В 2014 году так же ожидается снижение перевозок строительных грузов на 0,5–1%».
В будущем году грузооборот без учета пробега порожних вагонов покажет рост на 0,2 – 1%, что связано с сохранением тенденции по увеличению средней дальности перевозки. «Так в 2012 году она возросла на 18,5 км или на 1,2% к уровню 2011-го, при этом средняя дальность транспортировки изменилась в большей степени при перевалке через порты, – поясняет А. Слободяник. Следовательно, увеличение грузооборота в 2014 году можно ожидать в большей степени от грузов, ориентированных на экспорт, такие как уголь, нефть, лесные грузы, удобрения и зерно».
Марина Ермоленко
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions