В ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» в сентябре 2015 года увеличили количество разъездных контролеров-кассиров, использующих портативные видеокамеры на московском направлении Октябрьской железной дороги при проверках билетов в электропоездах.
Качество обслуживания – все видеть и слышать
«Теперь более половины контролеров-кассиров московского направления обеспечены видеотехникой. Портативная камера крепится на плече контролеров-кассиров и служит средством контроля качества и культуры обслуживания пассажиров в пути следования», – пояснили в СЗППК.
Также наличие видеотехники, как считает начальник отдела контроля оплаты проезда СЗППК Андрей Новиков, служит дополнительной мерой по обеспечению безопасности сотрудников компании. Он отметил, что пассажиров о проведении съемки предупреждают заранее. Все видеоматериалы изучаются ответственными сотрудниками СЗППК и используются исключительно в служебных целях.
В частности, видеозапись может быть принята как аргумент при рассмотрении спорных ситуаций, возникающих между пассажирами пригородных поездов и сотрудниками компании. Как рассказал А. Новиков, иногда пассажиры, особенно безбилетные, начинают пререкаться с кассиром-контролером, скандалить. А после того как «заяц» высаживается из поезда, он обращается в компанию с жалобой. В таком случае запись поможет разобраться в истинных причинах конфликта.
Но это не единственная цель использования портативной цифровой техники. По словам А. Новикова, с помощью записей компания может лучше оценить эффективность существующей технологии контроля взимания оплаты проезда.
Например, анализ записи поможет выявить уловки, к которым могут прибегать пассажиры, чтобы уклониться от оплаты проезда в электричке в полном размере. Также можно выявить станции, где пассажиры хронически не успевают купить билеты в кассе. Это дает повод к изучению причин такого явления. Скажем, кассир на станции может работать слишком медленно или просто устраивать себе перерывы.
Дополнительная мера безопасности
Видеокамера – это еще одна мера по обеспечению безопасности в салоне электричек. «Мы внедряем новую технологию проверки работы контролеров-кассиров, которая не только дает объективную картину действий как наших сотрудников, так и пассажиров, но и является дополнительной мерой по обеспечению безопасности и работников СЗППК, и пассажиров», – пояснил А. Новиков.
Как показывает практика, видеокамера идет на пользу и пассажирам. Один ее вид уже дисциплинирует тех, кто не прочь поскандалить. Проблема в том, что охранник, сопровождающий кассира во время проверок, ограничен в полномочиях. Привлечь к ответственности дебошира могут сотрудники полиции. Но их рейды проводятся редко и, как правило, не согласовываются с действиями сотрудников СЗППК.
По словам представителя Северо-Западного управления внутренних дел на транспорте СЗ УВДТ), хотя полицейских мало, они стараются реагировать оперативно. Однако есть такой момент: очень часто, когда наряд прибывает в вагон, полицейским сложно восстановить объективную картину происшедшего. Показания очевидцев могут разниться, а некоторые из свидетелей хулиганских выходок могут выйти на своей остановке до того, как прибудет наряд.
«Для нас в таком случае видеокамера кассира-контролера становится подспорьем, если она зафиксирует все детали», – заметили в СЗ УВДТ.
Стоит ли тиражировать эксперимент?
Напомним, что впервые на Северо-Западе видеорегистраторы стали использовать кассиры-контролеры в сентябре 2014 года на лужском направлении. Однако это были единичные проверки и сам эксперимент продолжался недолго. Тем не менее он дал положительные результаты.
Портативная камера тогда была закреплена на плече каждого билетного разъездного контролера-кассира. Тогда сотрудники компании жаловались на неудобство носимого оборудования: оно было не слишком удобно и отчасти мешало в работе. Поэтому в дальнейшем стали применять более компактные устройства.
В итоге руководством СЗППК было принято решение об использовании камер и на других направлениях движения пригородных поездов. Какие еще полигоны охватит видеонаблюдение, будет определено в ближайшее время.
Немного истории
Первыми на сети РЖД видеорегистраторы стали использовать в ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания». Тестовая эксплуатация оборудования проходила в летний период 2012 года. Однако, как отмечали тогда в компании, видеозаписи были использованы в основном для анализа качества работы сотрудников и разрешения спорных ситуаций при обращениях пассажиров.
Тестовая технология предполагала фиксацию событий на информационный накопитель, который передавался причастным службам Самарской пригородной пассажирской компании, использовался и сохранялся при необходимости в архиве. Диспетчер при обработке видеофайлов отслеживал поступившую информацию, и она использовалась для оценки качества работы сотрудников.
В СЗППК заметно расширили функции видеозаписи, сделали технологию контроля комплексной. Именно поэтому и решено теперь ее тиражировать на полигоне СЗППК.
Александр Солнцев
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions