– Да, в феврале количество доставок традиционно увеличивается. Но не думаю, что это из-за Дня всех влюбленных. Скорее всего, статистика показывает рост в сравнении посленовогодним затишьем. В этом году резких скачков отправлений перед 14 февраля не было. Но, безусловно, у «Почты России», как и других логистических компаний, есть периоды высокого спроса, когда количество отправлений вырастает в разы.
– Перед новогодними праздниками?
- Нет. Перед ноябрьскими распродажами. Объемы отправлений увеличиваются еще в октябре, а своего пика достигают в конце декабря перед Новым годом. В ноябре 2021-го мы доставили в почтовые отделения и курьерами по России на 83% больше заказов из интернет-магазинов, чем годом ранее.
– Почтальоны переходят на круглосуточный режим работы, чтобы справиться с ростом отправлений?
– Нет. «Почта России» осенью прошлого года расширила штат курьеров на 27% и увеличила количество авиарейсов для доставки почты в зарубежные страны. В 2021 году мы сократили средний срок доставки отправлений по России до 3,3 дня. Для сравнения, в 2020 году он составлял 3,7 дня. В сезон ноябрьских распродаж 96% внутрироссийских отправлений мы доставили в срок, а средний срок доставки составил 3,3 дня.
– Логистика в 2021 году изменилась значительно. Как теперь «Почта России» доставляет международные почтовые отправления?
– До пандемии большой объем почты мы отправляли регулярными пассажирскими рейсами. Но их количество в 2021 году так и не восстановилось. Поэтому на конец 2021-го наша компания доставляла прямыми авиарейсами приблизительно лишь две трети от общего объема экспортных отправлений. Еще около трети мы вынуждены везти транзитом через другие страны.
Поскольку прямых рейсов в США не хватает, часть отправлений мы сначала на автомобилях доставляем в Польшу, и уже оттуда они летят по назначению. Или же мы используем несколько авиарейсов вместо одного прямого. Почту из США везем в том числе транзитом через другие страны и договорились с «Аэрофлотом» об увеличении лимитов на прямых авиарейсах. Например, отправления из Южной Америки сначала везут на самолете в Финляндию или Берлин, а оттуда мы доставляем их до России автотранспортом.
– А какой способ доставки предпочтительнее – авиа, морская, железнодорожная или автодоставка?
– Для доставки почты и грузов корпоративных клиентов мы используем все виды транспорта – от морских контейнеров для перевозки транзитных отправлений из Японии до автомобилей на магистрали в России и Европе. Способ доставки зависит от тарифов и контрольных сроков, в которые мы обязаны доставить отправления.
В конце 2021 года мы начали тестировать доставку почтовых отправлений в контейнерах по маршруту Калининград – Москва. В I квартале 2022 года будем тестировать доставку на этом маршруте, после чего планируем расширить географию тестирования и запустить доставку почтовых отправлений в составе ускоренных контейнерных поездов из Москвы в Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск и Иркутск. В будущем планируем использовать контейнерные перевозки для доставки сборных грузов корпоративных клиентов. Проект по контейнерным перевозкам «Почта России» реализует в сотрудничестве с ОАО «РЖД» в рамках стратегии контейнеризации почтовых отправлений и доставки сборных грузов.
Если же мы говорим о физических лицах, то способ доставки выбирает клиент в зависимости от бюджета и сроков, в которые ему важно доставить отправление. Например, если человеку нужно срочно доставить посылку из Москвы во Владивосток, он может выбрать EMS-доставку. В этом случае мы отправим ее на самолете. Как правило, авиадоставка стоит дороже: доставка посылки 500 г на самолете будет стоить от 900 руб., тогда как стандартная наземная доставка – от 390 руб. Чтобы застраховать содержимое посылки, отправитель может объявить посылку ценной. В этом случае при повреждении, утрате или нарушении сроков доставки отправитель или получатель получит компенсацию. Если же человек заказывает товар в интернет-магазине, то виды, сроки и стоимость доставки зависят от условий конкретного магазина.
Беседовала Алена Алешина