Экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 февраля 2017 года, по расчетам Минфина России, вырастет до $89,5 за 1 т, что на 16,2% больше, чем за предыдущий период.
Как отметили в Минфине, министерство каждый месяц пересчитывает пошлину по итогам мониторинга цен на нефть. Поэтому величина пошлины колеблется. В январе, например, она снизилась до $79,1 за 1 т, что на 12,5% меньше, чем было в декабре 2016-го. Причем средняя цена на нефть Urals за период мониторинга с 15 ноября по 14 декабря 2016 года составила $47,8 за баррель, или $349,1 за 1 т. В дальнейшем она выросла до $52,5 за баррель, или $383,5 за 1 т. Это и стало основанием для повышения экспортной пошлины на нефть в РФ.
При этом сохранилась льготная ставка на нефть для ряда месторождений Восточной Сибири, каспийских и Приразломного. В связи с новой формулой расчета, принятой в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли, с 1 февраля 2015 года этот параметр остается на нулевом уровне. Аналогично – пошлина на сжиженный газ.
Льготная ставка на экспорт действует и для высоковязкой нефти. Нефтепродукты обкладываются пошлиной в зависимости от глубины переработки. Соответственно выше всего – экспортная пошлина на темные нефтепродукты. На товарный бензин и масла ее ставка после повышения составит $26,8 за 1 т.
Локальные поправки в маршруты
Впрочем, как отмечают эксперты, в целом колебания экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты не оказывают глобального влияния на объемы железнодорожной погрузки этих номенклатур.
«Здесь действует в основном бюджетное правило. Это означает, что приоритет отдается трубопроводному транспорту. Если появляется возможность прокачать нефть и нефтепродукты по трубе, то в нее они и уходят с российских железных дорог», – отметил генеральный директор АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин. Правда, по его словам, величина экспортной пошлины способна оказать локальное влияние на доставку налива по отдельным направлениям.
Как отметил представитель одной нефтедобывающей компании, колебания экспортных пошлин могут также привести к колебаниям железнодорожных потоков по времени. Иными словами, перед повышением ставки экспортеры постараются отправить за рубеж продукцию в максимальных объемах, после которых последует некоторый спад в погрузке. В частности, подобная картина наблюдается по нефтеналивным грузам в январе 2017 года. А в феврале, соответственно, можно ожидать некоторого оттока в объемах перевозок.
Глобальные прогнозы
По словам руководителя отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александра Слободяника, в 2017 году в суммарном итоге погрузка нефти и нефтепродуктов продолжит снижаться, так как в ближайшей перспективе ожидается запуск целого ряда трубопроводов. Причем в перспективе темпы снижения погрузки нефти и нефтепродуктов увеличатся, что обусловлено вводом в эксплуатацию не только нефтепроводов, но и продуктопроводов. Например, в 2018 году будут завершены работы по увеличению пропускной способности продуктопровода «Север» с 8,5 до 25 млн т в год, а на конец 2019-го запланирован запуск продуктопровода «Юг», проектная мощность которого 11 млн т в год. По итогам 2017-го погрузка нефти и нефтепродуктов примерно на 3–4% окажется ниже уровня текущего года.
Налив отрегулировали коэффициентами
В ОАО «РЖД», в свою очередь, обратили внимание на то, что повышение экспортной пошлины было событием ожидаемым. Ведь мировые цены на нефть в конце 2016 года демонстрировали склонность к росту.
С учетом этого, а также рисков, связанных с переключением наливных грузопотоков на трубопроводный транспорт, в ОАО «РЖД» были приняты тарифные меры по стимулированию объемов погрузки нефти и нефтепродуктов на экспорт.
В частности, согласно решению заседания правления ОАО «РЖД» от 19 октября 2016 года, на транзитные перевозки бензина, дизельного топлива и мазута в цистернах со станций Барбаров и Новополоцк Белорусской железной дороги в направлении припортовых станций Октябрьской магистрали до 31 декабря 2018-го установлен понижающий коэффициент 0,75.
Такое решение сделает тариф железных дорог РФ в направлении российских гаваней сопоставимым с тарифами на литовские порты Вентспилс и Клайпеда. До сих пор нефтепродукты из Белоруссии в направлении портов РФ не шли.
Ранее президент «Транснефти» Николай Токарев заявил, что к 2018 году возглавляемая им компания прекратит экспорт нефтепродуктов через порты Вентспилс и Рига. В 2016-м он должен был составить 5 млн т, тогда как в предыдущем году – порядка 9 млн т. В компании заявляли, что в случае предоставления РЖД скидки российские порты на Балтике Усть-Луга и Приморск «смогут перелить все эти дополнительные объемы».
На грузовладельцев повеял тарифный холодок
Вместе с тем, как отметили эксперты, в ОАО «РЖД» с 2017 года собираются перевести из дешевого первого класса во второй бензин газовый стабильный и дистилляты газового конденсата. На газовый конденсат предлагалось увеличить надбавку к тарифу на 5 п. п., на энергетические газы – на 3 п. п., на нефтяное и технологическое топливо – на 8,9 п. п., на газойль – снизить на 20 п. п.
Это может уменьшить привлекательность железнодорожной доставки данных видов грузов, которые используются в нефтепереработке и нефтехимии. Их основные грузоотправители – нефтекомпании. Железнодорожная перевозка БГС и ДГС, как правило, идет на экспорт, поскольку эти продукты являются «хвостами» основного процесса нефтепереработки. При таких поставках довольно велико транспортное плечо, так что рост тарифа негативно скажется на экономике экспорта.
Александр Солнцев