• Ставка на полувагон
    2200
    -21 %
    руб./сут.
    май 2022
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2022Г. - 57 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 51.16 -1.81 EUR ЦБ РФ 53.86 -2.03
    BTC 19203.43 usd BTC 1009332.28 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.05.2022 18:00:02
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Уйдут ли Сапсаны из России?

Siemens намерен уйти с российского рынка из-за событий на Украине, говорится в сообщении немецкого концерна. Что теперь будет с «Ласточками» и «Сапсанами» в РФ?
Уйдут ли Сапсаны из России?
Как сообщила немецкая газета Der Spiegel, Siemens заявил о готовности прекратить деловые отношения с РФ, которым насчитывается уже 170 лет. Это означает, что концерн прекращает продажи в России.

Правда, указанный процесс будет упорядоченным, уточнил президент и главный исполнительный директор Siemens Роланд Буш. Это означает, что подразделения бизнеса будут контролировать свою деятельность на соответствие нормативным требованиям ЕС и международным санкциям.

Однако в России у концерна около 3 тыс. сотрудников. Siemens имеет большие офисы в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, существуют офисы продаж. И их деятельность связана с определенными обязательствами перед инвесторами.

«Сименс» попал в ловушку дивидендов

Следует иметь в виду: решение концерна появилось на фоне публикации данных о том, что биржевые компании в Германии хотят выплатить рекордные дивиденды своим акционерам. По оценке банка DZ, ожидается, что компании из HDax выделят на эти цели до €57 млрд по итогам 2021 финансового года.

Однако собственных денег у многих немецких игроков недостаточно. Сказались последствия пандемии, высокая инфляция, нехватка поставок и украинские события. «О дивидендах в биржевых компаниях акционеры решают на общем собрании акционеров, но это формальное дело», – пишет Der Spiegel. Фактически многие крупные игроки должны получить разрешения от правительства и при этом рассчитывают на бюджетную поддержку.

Причем эти желания игроков сейчас встречают довольно-таки негативную реакцию со стороны ряда общественных организаций. Последние проводят митинги с плакатами: «Нет господдержке выплатам дивидендов!» и «Остановить выплаты дивидендов!». Ведь в Германии рецессия и доходы граждан упали, соответственно, деньги считается справедливее направить на поддержку населения.

Получается, Siemens попал в сложное положение. И вот почему. Как намекает Der Spiegel, российский бизнес испортил прибыль концерну в II квартале текущего финансового года. Компания зафиксировала дебет – в том числе из-за амортизации в размере €600 млн.

Непредвиденные расходы возникли в основном в сфере железнодорожного бизнеса, в том числе из-за необходимости следовать в русле санкционной политики в РФ. Причем в отчете концерна приведены явно не все убытки. В целом же Siemens в II финансовом квартале получил прибыль всего в €1,2 млрд, что вдвое меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Следовательно, без господдержки в Германии концерну придется туго. Отсюда и новые заявления концерна.

Кто оплатит убытки?

Заметим, что руководство Siemens, вынужденное отвечать перед акционерами, умолчало о весьма существенных деталях, которые напрямую влияют на финансовое здоровье концерна. Например, о размере заказов на новые «Сапсаны» для РФ.

Вместо этого оно указало на возникшие сбои в цепочках поставок, которые осложняют деятельность в РФ. Можно догадаться о том, что речь идет недопоставках комплектующих для выполнения текущих российских заказов.

По словам Р. Буша, принятое решение обосновывается еще и необходимостью избежать серьезных сбоев в работе из-за повышенных рисков в сфере поставок электронных компонентов, сырья и логистики. В частности, они связаны с удлинением времени их доставки в подразделениях, связанных с технологиями автоматизации.

Все это указывает на то, что взаимосвязи с РФ сложились достаточно глубокими. И при разводе предстоят длительные и сложные процедуры. Какие именно – не уточняется.
Ранее в концерне заявили о намерении разорвать заключение новых контрактов с российскими партнерами, включая ОАО «РЖД». А сейчас речь идет о начале процедур прекращения производственной и операционной деятельности в РФ, что выглядит гораздо болезненнее – как для РФ, так и для Германии.

Безусловно, решение обернется убытками для концерна. Пока приведены лишь данные по линии Siemens Energy. Вероятно, потому, что ее убытки в России из-за санкций оцениваются как наименее значительные – всего в несколько миллионов евро. Но это потери лишь по контрактам в сфере энергетики: напомним, что Siemens Energy принадлежат такие активы, в частности, как компания «Сименс трансформаторы», 65% в компании «Сименс технологии газовых турбин» (СП с «Силовыми машинами») и Siemens Gamesa (партнером «Энел Россия» в реализации проектов в возобновляемой энергетике).

Однако Der Spiegel опубликовал фото вывески штаб-квартиры Siemens в Москве, на котором указан целый ряд других подразделений концерна в РФ. В частности, это ООО «Сименс», ООО «Сименс Индастри Софтвер», ООО «Сименс Финанс», ООО «РТ-Инвест» и АО «Компания объединенных кредитных карточек». Кроме того, следует учесть, что в железнодорожной отрасли Siemens участвует в деятельности ООО «Уральские локомотивы» (СП с группой «Синара»), которое серийно выпускает грузовые магистральные электровозы постоянного тока с коллекторным тяговым приводом 2ЭС6 «Синара» и асинхронным 2ЭС10 «Гранит», магистральные электровозы переменного тока 2ЭС7, а также «Ласточки».

Отсюда вытекает, что каким-то образом в РФ придется решать вопросы с обслуживанием и ремонтом подвижного состава на платформе «Веларо Рус». И они касаются не только «Сапсанов», но и «Ласточек».

Siemens ничего не сообщил о том, какой он понесет убыток во всех этих сегментах.

Напомним, что ОАО «РЖД» в 2019 году заключило контракт с компанией Siemens и группой «Синара» на поставку 13 «Сапсанов» с сентября 2022-го по июль 2023 года. Общая стоимость контракта на поставку называлась €513,5 млн.

В ОАО «РЖД» тогда сообщили, что новые электропоезда соберут в Германии с использованием российских компонентов. Как и предыдущие две партии, они будут построены в Германии, а элементы интерьера установят на базе депо Металлострой в Санкт-Петербурге. Кроме того, Siemens обязалась обеспечить техобслуживание и ремонт подвижного состава в течение всего его срока службы (30 лет), сумма указанного контракта – еще €583,1 млн.

Таким образом, можно предположить, что недополученный доход только от всего, что связано с «Сапсанами» в РФ, можно оценить более чем в €1 млрд. В случае полного разрыва отношений с РЖД он может составить еще больше, поскольку тут должен фигурировать еще целый набор проектов.

Поиск новых возможностей

Многое, правда, будет зависеть от того, как именно пойдет процесс разрыва контрактов. В пресс-релизе компании главный финансовый директор концерна Ральф Томас всего лишь уточнил, что на коммерческой деятельности компании негативно отразились «всеобъемлющие международные санкции» против России, которые затруднили для Siemens в стране деятельность, связанную с железнодорожными коммуникациями и техническим обслуживанием. А Р. Буш отметил, что Siemens будет продолжать поддерживать своих сотрудников в России «по мере своих возможностей».

Таким образом, на данный момент никаких конкретных планов нет. Правда, в том же номере газета Der Spiegel опубликовала интервью с московским экономистом Николаем Кульбакой. И один из вопросов, который был ему задан: «Могут ли российские компании обойти санкции?». Ответ прозвучал примерно такой: «Вы ищете такие возможности». Тем самым дан намек на то, что немецкие компании ищут способы обхода возникших ограничений. «При этом некоторые добиваются успеха, некоторые – нет. В любом случае эти методы приведут к удорожанию использования западных технологий. А сам процесс затянется надолго», – уточнил Н. Кульбака.

Как предполагают эксперты, масштаб деятельности Siemens в данном случае таков, что согласно законодательству ЕС и РФ вопрос должен обсуждаться на уровне правительств. И в зависимости от этого определится схема выхода Siemens из российского бизнеса. Или обхода сложившихся затруднений.

Если не поедем на поезде, то полетим на самолете

Вариантов может быть несколько. От наиболее радикального (национализации железнодорожных активов немецкого концерна в РФ) до мягких схем в рамках концепции параллельного экспорта. На тему последнего в РФ уже вышло правительственное решение, а Минпромторг России утвердил перечень товаров, в отношении которых не применяются требования о защите интеллектуальных прав со стороны право- и патентообладателей продукции, введенной в оборот за пределами страны. Среди них указан железнодорожный подвижной состав.

Таможенные органы при осуществлении необходимых процедур должны будут сверять коды ТН ВЭД и наименования брендов с приказом Минпромторга России. Гражданско-правовая ответственность для случаев завоза продукции импортерами в обход официальных каналов дистрибуции исключается. «Параллельный импорт не означает разрешения на ввоз и оборот контрафакта – продукция должна быть легально введена в оборот в стране, откуда осуществляется импорт», – отметили в ведомстве.
Это означает, что так или иначе «Ласточки» и «Сапсаны» продолжат курсировать по сети РЖД. Правда, остается вопрос о количестве «Сапсанов», которые в ближайшей перспективе останутся на линиях. Ведь затраты на их эксплуатацию увеличатся. Однако на ближайшие два месяца купить билет на скоростной поезд между Москвой и Санкт-Петербургом можно. А вот что будет дальше?

Заменить «Сапсаны» отечественными поездами вполне допустимо, но на это потребуется не менее 4–5 лет. За это время имеющихся технических ресурсов у ОАО «РЖД» будет достаточно для поддержания определенных объемов перевозок пассажиров. Однако придется каким-то образом решать финансовые нюансы.

Поэтому, наверное, не случайно с 29 апреля 2022 года после капитального ремонта вагонов возобновил курсирование «Невский экспресс» сообщением Санкт-Петербург – Москва. Майские праздники стали для него своеобразной апробацией.

В конце концов в РФ есть и свой авиапарк. Он восполнит бреши в сообщении между двумя столицами. Хотя маловероятно, что подобная подмога понадобится от авиаторов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
  • Санкционная логистика
  • Как развернуть металлы на восток?
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions