+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.11.2022 09:49:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Цемента в РФ произвели в 2022 году больше, а перевезли по РЖД меньше

Такой вывод можно сделать на основе данных, представленных по итогам конференции «Минеральные вяжущие, бетоны, железобетонные изделия в транспортном строительстве».
По итогам погрузки за 10 месяцев текущего года погрузка цемента на РЖД составила 21,9 млн т, что на 4,3% меньше, чем за аналогичный период 2021-го. Причем в октябре динамика ухудшила итоговый результат: погрузка снизилась на 8%.

Однако, по данным «ГС-Эксперт», по итогам 9 месяцев 2022-го в России было произведено 47,7 млн т цемента, что на 5,2% больше по сравнению с аналогичным периода прошлого года. И даже октябрь показал хоть и небольшой, но, тем не менее, положительный результат.

Правда, как следует из статистики, с марта темпы роста производства цемента в РФ стали замедляться. В июне они снизились до +0,4% по сравнению с июнем 2021-го против +26,4% в феврале текущего года. И в III квартале они варьировались в диапазоне от +0,4% до +1,7%.

Где был спрос на цемент
Следует отметить, что в целом рост объемов производства цемента наблюдается в большинстве федеральных округов, в которых расположены действующие цементные заводы или помольные терминалы, за исключением Сибирского.

Наиболее высокие темпы роста выпуска цемента отмечены в Северо-Кавказском федеральном округе (+22,7% к уровню 9 месяцев предыдущего года) и Дальневосточном федеральном округе (+13,9%).

Понятно, что при таком интенсивном развитии были и депрессивные регионы. К ним относятся, в частности, Омская и Воронежская области (-10,5% и -8,5% соответственно), а также Красноярский край (-6,5%).

При этом по итогам 9 месяцев 2022 года объем отгрузки цемента всеми видами транспорта крупными и средними предприятиями вырос на 5,5%, в том числе по итогам III квартала – на 0,6%.

Внутренний спрос вырос
Рост выпуска цемента в начале текущего года эксперты объясняют оживлением в сегментах ремонтов и строительства мостов и недвижимости. Перевозки осуществлялись достаточно интенсивно, так как складские запасы производителей цемента к середине осени 2022 года снизились по сравнению с началом года на 2%. При этом, как было сказано, объем погрузки цемента на РЖД снизился. Таким образом, значительная доля перевозок переключилась на другие виды транспорта, прежде всего на автомобильный.

В итоге доля погрузки РЖД в 2022 году сократилась до 40,7% от общего объема отгрузки цемента на внутренний рынок, что на 2,8 п. п. меньше, чем в 2021-м.
Основная причина, как следует из опросов грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, – высокий тариф перевозчика при достаточно умеренных ставках аренды хопперов-цементовозов.
Последние в сентябре 2022 года увеличились всего на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как тариф перевозчика вырос в начале года на 7,7%, а с 1 июня – еще на 11%.

Импорт превысил экспорт
Напомним, что в связи с проведением специальной военной операции на Украине ФТС России с марта прекратила публикацию данных по экспорту и импорту товаров, чтобы «избежать некорректных оценок, спекуляций и разночтений». Аналогично были закрыты данные по объемам внешнеторговых операций между Республикой Беларусь и РФ со стороны Республики Беларусь.

По оценкам «ГС-Эксперт», по итогам 9 месяцев 2022 года объем импорта цемента в Россию вырос на 6%. Правда, в целом его объем был незначительным – около 1,3 млн т.

Основной приток (около 71%) традиционно пришелся на долю Беларуси. На втором месте – Казахстан (14%) и Иран (8%). Белый цемент ввозился из Турции и Египта (суммарно 5% от общего объема импорта цемента в РФ).

При этом экспорт, по оценкам «ГС-Эксперт», составил 0,75 млн т (-29%). Практически весь спад пришелся на долю РЖД, поскольку именно по железнодорожной сети экспорт вывозят из РФ в 18 стран мира.

Лидером по объемам экспорта стали ООО «Аккерман Цемент», АО «Мальцовский портландцемент» и ООО «Топкинский цемент». На долю этих компаний суммарно пришлось не менее 58% от общего объема российского экспорта цемента.

В выигрыше остались автотранспортники
Основные регионы, где отмечалось повышенное потребление цемента в РФ, – Дальневосточный, Южный и Уральский округа. Сюда цемент обычно доставляли по РЖД. Но на Юге и Урале в 2022 году значительные объемы цемента ушли на автотранспорт. Однако основное переключение на него было зафиксировано в Московском регионе, где потреблялось 15,7% от общероссийского объема цемента. Аналогичный тренд наблюдался и на Северо-Западе РФ.

Немаловажным обстоятельством для переключения перевозок цемента на автотранспорт стала цена транспортной оставляющей. Для сравнения: средняя цена цемента от производителей за 9 месяцев 2022 года выросла до 4753 руб./т (+21%).

При этом средняя цена приобретения цемента (с доставки, сбытовых и коммерческих расходов) увеличилась на 24,9%. Основной прирост, как свидетельствуют данные опроса грузовладельцев в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, в этом показателе произошел за счет увеличения железнодорожного тарифа. При этом автоперевозчики нередко сбавляли свои расценки.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions