+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.05.2021 16:59:52
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Подстраиваться под спрос и диверсифицировать мощности: куда ведет перепроизводство вагонов?

С конца 2019-го в стране снова наблюдается перепроизводство грузовых вагонов. Парк полувагонов достиг исторического максимума в 526 тыс. ед. К 2025–2026 гг. он может вырасти до 650 тыс. даже при сокращении производства до 10–15 тыс. в год, прогнозируют эксперты. По оценкам ИПЕМ, объем выпуска грузовых вагонов в России в текущем году составит 43–48 тыс., что соответствует объему выручки в более чем 130 млрд руб. На фоне дальнейшего спада производства ведущие заводы перепрофилируют свои мощности.
Сопротивляться рынку

В 2020-м Институт проблем естественных монополий оценил профицит парка в 80 тыс. вагонов. В прошлом году вагоностроители рассчитывали на господдержку и, в частности, внедрение активно обсуждаемой сегодня схемы trade-in при покупке инновационных вагонов. Но эту идею отклонил Минпромторг. Сейчас, как отмечает заместитель генерального директора УВЗ Борис Мягков, парк полувагонов достаточно новый, поэтому массовых списаний не предвидится до 2030-го.

Ожидается, что спад производства продолжится и в следующем году, а всего период низкого рынка продлится до 2025-го. В этом году спад относительно рекордного 2019-го (79,6 тыс. вагонов) ожидается на уровне 40–46%. При этом доля универсального парка в структуре выпуска составит 47% − это минимальный показатель для него за последние годы.

«Вагоностроители вошли в затяжной период низкого спроса с прохождением дна рынка в 2022–2023 гг. Рыночные механизмы и конъюнктура будут действовать против вагоностроителей: даже потенциальный рост погрузки, который мы ожидаем в текущем году на уровне 1,2–1,6%, не сможет стабилизировать ситуацию. Диверсификация в сторону специализированных вагонов – насущная необходимость для предприятий, чьи производства ориентированы на выпуск универсального парка», – считает заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук.

Войти в сложный период

По данным союза «Объединение вагоностроителей», за I квартал 2021-го было выпущено 14 447 грузовых вагонов – на 12,7% меньше, чем годом ранее. При этом объем реализации нового парка за этот период оказался лишь на 2% ниже уровня прошлого года –14 685 вагонов. Среди реализованных вагонов почти 43% (или 6311 ед.) являются инновационными.

Несмотря на тревожные прогнозы, на фоне бурного развития контейнерных перевозок в I квартале новыми точками роста стали фитинговые и универсальные платформы, а также нефтебензиновые цистерны. Рост в сегменте производства фитинговых платформ в I квартале 2021 года составил 6%.

Вагоностроители, осознавая риски и столкнувшись с перенасыщением рынка универсального подвижного состава, в основном адаптировались к изменившимся условиям – диверсифицировали свое производство и переключились на выпуск специализированного парка.

Изменения в структуре производства вагонов наблюдаются у большинства производителей. Преобладающая доля полувагонов в производстве (более 80%) сохраняется только у УВЗ, говорит руководитель отдела комплексных исследований департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Дмитрий Нарежный.

Крупнейшим производителем грузовых вагонов на пространстве 1520 по-прежнему остается ОВК. Заместитель генерального директора по стратегии и продукту ПАО «НПК ОВК» Анна Орлова, комментируя работу в прошлом году, отмечает, что стратегически выделить 2020 год в том периоде спада, который наблюдается на рынке грузовых вагонов и который, как ожидается, будет продолжаться примерно до 2025-го, сложно.

Подогретый спрос рождает производство

По оценкам участников рынка, профицит вагонов на сети носит долгосрочный характер и в ближайшее время спрос не вырастет, если его не стимулировать искусственно.

В подобной ситуации сложно рассчитывать на большие заказы, поэтому заводы ориентируются на производство техники, максимально эффективной для владельца и вытесняющей из оборота устаревшие модели вагонов, которые станут неконкурентоспособны на определенных маршрутах.

В конце прошлого года генеральный директор ОВК Тимофей Хряпов заявил, что компания планирует локализовать производство части комплектующих для вагонов, которые экспортирует Тихвинский вагоностроительный завод.

Второй по величине производитель вагонов в России – «Уралвагонзавод» – текущий уровень загрузки оценивает как высокий, ориентируясь на 15 тыс. вагонов.

В начале весны этого года УВЗ на фоне роста контейнерных перевозок и перепроизводства полувагонов сообщил о решении перепрофилировать половину мощностей под выпуск фитинговых платформ для контейнеров.

Объемы выпуска фитинговых платформ компания начнет наращивать в конце года, планируя увеличить производство в 5 раз, до 5–6 тыс. ед. в ближайшие годы в зависимости от спроса. Сейчас УВЗ производит лишь «считаные единицы» платформ, отмечает Б. Мягков.

Участники перевозочного процесса отмечают: длительное нахождение рынка на грани доходности, обеспечивающей только содержание парка, в целом губительно для отрасли. Поэтому необходимо искать решения, которые позволят как можно быстрее сбалансировать рынок и возобновить инвестиционные процессы.

Добавим, что в целом, по мнению экспертов, с помощью мер государственного регулирования удалось поддержать выпуск в сегменте полувагонов в I квартале этого года. Сейчас операторы активно обновляют парк полувагонов, замещая старый подвижной состав моделями с повышенной осевой нагрузкой и грузоподъемностью. Обновление парка отмечали и участники ежеквартального исследования «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте». Главные риски для вагоностроителей в этом году – ценовые ножницы между стоимостью вагонов, падением ставок операторов и повышением цен на металл.

Подробнее читайте в свежем выпуске журнала «РЖД-Партнер».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions