+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.06.2022 15:38:38
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Откроется ли у проекта Кызыл – Курагино второе дыхание?

Проект строительства железнодорожной ветки Кызыл – Курагино снова пытаются реанимировать. Однако насколько реальным окажется выход на второй старт?
Весной 2022 года и. о. вице-премьера Тувы Александр Брокерт сообщил о целесообразности возобновления строительства железной дороги, в которой заинтересованы власти Хакасии и Тувы. А в начале июня в Монголии проект был представлен в рамках презентации комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь» от Красноярского края.

Речь идет, по сути, о необходимости вывоза экспортного угля с Элегестского месторождения на восток. Новым акцентом в представленном ныне проекте было стыковка ветки Кызыл – Курагино с железнодорожным маршрутом в Китай через Монголию.

При этом транспортный коридор в Юго-Восточную Азию предложено соединить с Северным морским путем через реку Енисей, считают в правительстве Красноярского края. В таком случае по нему можно будет перевозить не только уголь, но и другие грузы. На эту тему подписаны соглашения с Монголией – в частности, о перевозках российских пиломатериалов и строительных грузов.

Китайский ветер перемен

Ранее, в мае, торгпред России в Монголии Максим Васильев провел переговоры с заместителем генерального директора азиатского направления департамента международных операций китайской госкорпорации «Чайна стейт констракшен инжиниринг» Ху Енгом, в ходе которых всплыл вопрос об ускорении реализации ранее согласованных в трехстороннем формате крупных инфраструктурных проектов.

Они зафиксированы в программе создания экономического коридора Россия – Монголия – Китай, в связи с чем предложили изучить возможность формирования в Монголии специального Фонда инфраструктурных инвестиций. В его основу могли бы быть «погружены» экспортные квоты на основные экспортные товары Монголии. В первую очередь – на коксующийся и энергетический уголь.

Основными направлениями инвестиций могли бы стать проекты развития железнодорожной инфраструктуры Монголии – как их называют в Китае, «вертикальные» маршруты. Иными словами, пути, которые будут стыковаться с МТК Север – Юг.

Причем в данном случае Китай может участвовать в развитии национального проекта «Транзитная Монголия», который предусматривает строительство новых железнодорожных путей, которые свяжут Дальний Восток РФ с северо-восточной частью Китая через Монголию (Восточный коридор).
В связи с этим и было также подготовлено ТЭО проекта строительства железнодорожной ветки как продолжение трассы Кызыл – Курагино, которая пройдет уже через западную часть Монголии соответственно на запад Китая (Западный коридор). Через Госкомитетом по развитию и реформам КНР китайские госкорпорации уже взаимодействуют с Монголией в сфере проектов развития транзитной инфраструктуры.

Для Монголии данные инициативы служат поводом еще и для обсуждения с ОАО «РЖД» ускорения модернизации Улан-Баторской железной дороги. При этом параллельно продвигается проект строительства скоростной автомагистрали, которая бы связывала Иркутск и Пекин (АН-3), что вызывает, в свою очередь, вопросы о степени загрузки в таком случае железнодорожной инфраструктуры.

Тормозной Восточный полигон

Эксперты обратили внимание и еще на одно совпадение: тема Кызыл – Курагино была поднята вновь после того, как на погрузку в сторону Восточного полигона ввели квоты. Были они зарезервированы в 2022 году и для угля из Бурятии и Хакасии на экспорт соответственно в размере 9,1 и 9 млн т. Причем в рамках квоты для Хакасии была предусмотрена и доля для Тувы (Элегестское месторождение). Но это не устроило регионы. Особенно когда стало понятным, что темпы расширения БАМа и Транссиба могут оказаться недостаточными.

Дело в том, что квоты для всех угольщиков вместе взятые при их выполнении отправителями выберут практически весь прирост пропускной способности Восточного полигона в 2022 году. Иными словами, так или иначе, угольщикам придется делиться пропускной способностью с экспортерами других грузов.

Поэтому в Хакасии и Бурятии потребовали гарантий вывоза угля. Формально они были предоставлены. Но потом что-то пошло не так. В этот момент как раз и вспомнили о проекте Кызыл – Курагино, который, по сути, напомнил о том, что угольщики Якутии чувствуют себя ущемленными.

Причем в ОАО «РЖД» были вынуждены признать, что дополнительную загрузку восточных участков БАМа в прошлом году обеспечила именно активизация новых угольных предприятий – в основном в Якутии. Особенно если учесть, что к сети РЖД не подключена ветка до Элегеста.

Уголь вывозят оттуда до ближайшей железнодорожной станции в Хакасии на автомобилях. И путь получается при таком раскладе по автотрассе отнюдь не ближний. Суть обиды в том, что угольщики нашли деньги на развитие бизнеса, а средств на подходную инфраструктуру в бюджете не отыскали.
Правда, в последний вариант плана железнодорожная ветка в Туву была все-таки включена. В итоге появилась попытка раскрутить концессию «Элегест – Кызыл – Курагино», инициатором которой выступила «дочка» Тувинской энергетической промышленной корпорации (ТЭПК).

Новая сага о старом

Начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Сергей Заверский сравнил проект Кызыл – Курагино со своеобразным синонимом долгого обсуждения идеи, которую после очередного раунда дискуссий вновь положат под сукно.

Да и другие эксперты напомнили, что указанный проект правительство одобрило еще в 2007 году. В апреле 2018 года Росжелдор заключил соглашение о строительстве ветки длиной более 400 км с ТЭПК и УК «Лидер». Через год стороны подписали соглашение с ОАО «РЖД», которое выступило в роли генподрядчика.
В ТЭПК тогда оценивали инвестиции в 360 млрд руб. В ОАО «РЖД» говорили, что обустройство самого железнодорожного пути обойдется в 126,6 млрд руб., остальное – стоимость сопутствующих затрат и создания морского терминала в Ванино. Для создания ветки Элегест – Кызыл – Курагино предполагалось построить 8 тоннелей, 127 мостов, ввести в строй новый ГОК и нескольких тепловых электростанций.

В итоге в апреле 2021 года было принято решение о приостановке концессии на 5 лет – до 2026-го. Правда, после этого якутским угольщикам добавили железнодорожную квоту на Восточном полигоне на 2022 год. Но вот пройдет ли во второй раз подобная уловка?
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions