«Кроме того, в обновленных правилах не определена ответственность перевозчика за нарушения приема смерзающихся грузов к перевозке. Следует отметить, что операторское сообщество не привлекалось к работе по его подготовке», – отмечает представитель компании.
Он также высказывает мнение о том, что проект несет в себе значительные риски для грузовладельцев, собственников подвижного состава и морских терминалов в части сокращения объемов перевозки. Так, согласно новым правилам, в холодное время года отправлять смерзающиеся грузы в открытом подвижном составе возможно будет только при наличии у грузополучателя спецкомплексов, оснащенных вагоноопрокидывателями и размораживающими устройствами. В случае их отсутствия грузы должны быть упакованы, но за счет упаковки объем перевозимой продукции будет меньше. В конечном счете увеличится нагрузка на инфраструктуру. Кроме того, потребуются дополнительные расходы на упаковку груза, доставку упаковочного материала в места погрузки и его утилизацию на станциях выгрузки (терминалах порта).
Напомним, что в начале февраля Минтранс России согласился обновить правила перевозок смерзающихся грузов по железной дороге, предусмотрев в них ответственность грузоотправителей за качество и эффективность проведенных профилактических мер и примененных средств от смерзания грузов, позволяющих обеспечить своевременную выгрузку на станции назначения, в том числе в портах.
По новым правилам перевозчик или владелец инфраструктуры сможет предъявить требование о возмещении убытков грузоотправителю из-за некачественной подготовки смерзающихся грузов к перевозке, повлекшей нарушение сроков оборота вагонов или технологических норм на выгрузку грузов, задержку подачи вагонов для выгрузки, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их на станции назначения и нарушения сроков доставки грузов.
В ПГК считают, что введение дополнительных штрафов увеличит нагрузку на грузоотправителей, но не ускорит продвижение грузов на сети. Наоборот, новые правила снижают заинтересованность перевозчика в соблюдении сроков доставки. «Необходима взаимная ответственность перевозчика и грузоотправителя за нормативно установленные сроки доставки грузов. Если вагоны простаивают в брошенных поездах от 10 дней и более, это сказывается на качестве сыпучих грузов», – резюмируют в компании.
В телеграмме от 22 октября 2021 года об исключении приема к отправлению смерзающихся грузов в адрес грузополучателей СКЖД без проведения профилактических мер, препятствующих смерзанию груза, заместитель начальника центра – начальник службы грузовой и коммерческой работы Северо-Кавказского ТЦФТО Рафаэль Кургинян отмечает, что прибытие на дорогу вагонов со смерзающимися грузами приводит к их длительному непроизводительному простою под выгрузкой и очисткой, снижению оборота подвижного состава.
Во избежание поступления на дорогу таких вагонов он просит при приеме грузов требовать от грузоотправителей «безусловного выполнения мероприятий по применению профилактических мер», установления контроля за проставлением в железнодорожных накладных отметок о принятых при погрузке груза мерах против смерзания и проведения проверки достоверности указываемой грузоотправителями в перевозочных документах информации о степени влажности перевозимой продукции, принятых мерах профилактики.
Несколькими днями позже телеграмма о категорическом запрете отправления и переадресовки смерзающихся грузов в адрес грузополучателей Забайкальской железной дороги без проведения профилактических мер, препятствующих смерзанию груза, была распространена за подписью заместителя начальника Забайкальской магистрали по территориальному управлению (Читинский регион) Андрея Орлова. В документе сообщается, что в начале октября в адрес начальника Забайкальской дороги поступила международная телеграмма, подписанная заместителем генерального директора ООО «Харбинская корпорация КЖД» г-ном Ван Хао, о применении мер по предотвращению смерзаемости грузов, перевозимых навалом и насыпью, а также исключению длительного простоя вагонов на станции назначения Маньчжурия Харбинской КЖД.
«В целях исключения прибытия на дорогу вагонов со смерзающимися грузами, которые приводят к длительному непроизводительному простою вагонов под выгрузкой и очисткой, снижению оборота подвижного состава, срывам плана передачи по международному пункту пропуска Забайкальск – Маньчжурия, повторно сообщаю о категорическом запрете отправления и переадресовки смерзающихся грузов в адрес грузополучателей Забайкальской железной дороги без проведения профилактических мер, препятствующих смерзанию груза», – сообщается в телеграмме.
Всем ТЦФТО поручено провести работу с грузоотправителями, отгружающими на железные дороги грузы, обязать работников станций требовать от грузоотправителей безусловного выполнения мероприятий, направленных на исключение смерзания грузов, соблюдения норм пограничных международных соглашений, соответствующего оформления перевозочных документов, своевременно и качественно составлять акты по фактам прибытия грузов в смерзшемся состоянии с последующим оперативным уведомлением станции отправления.
При перевозке металлической руды, угля из России в КНР поручено организовать контроль за проставлением грузоотправителем отметок о принятых профилактических мерах по исключению смерзаемости грузов. И также обеспечить «безусловное выполнение» грузоотправителями мероприятий, направленных на исключение смерзания грузов (просушка, перелопачивание, перемораживание и др.).