+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.02.2019 13:57:09
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Нехватка средств и сложные геоусловия: что мешает строительству метро в РФ

Последние месяцы общественности и заинтересованным структурам не дают покоя проблемы метрополитена Санкт-Петербурга: невыплаченные затраты, забастовка, судебные иски, расторжение контракта на строительство подземки, срывы сроков сдачи и т. д. Но Санкт-Петербург – далеко не единственный город в России, где при строительстве метрополитена возникают те или иные проблемы. Какие именно и где, выяснил РЖД-Партнер.

Красноярск

Проектирование Красноярского метрополитена началось еще в 1984 году. В 1995-м началось строительство, но уже через 2 года о себе дали знать финансовые проблемы, к 2011-му было построено чуть более 3,5 км тоннелей. Но строительство постепенно было заморожено – федеральный бюджет перестал выделять деньги. Региональный бюджет в состоянии выделить средства только на поддержание безопасности уже построенных тоннелей.

Важно отметить, что отсутствие должного финансирования – далеко не единственная проблема. Эксперты и экологи высказывают мнение о том, что даже при наличии необходимых средств строить метро в Красноярске нельзя, так как уровень подземной природной радиации в городе выше среднемирового в 2,5 раза. Другими словами, если построится подземка, радиация выйдет наружу. Город имеет сложные геологические условия и поэтому станции метро могут быть только глубокого заложения.

В прошлом году губернатор Красноярского края заявил о том, что на строительство нужны 65 млрд руб. Он просил президента страны Владимира Путина вернуться к теме строительства подземки и возобновить финансирование. Такая большая сумма обусловлена необходимостью применения более сложных инженерных решений.

В конце года администрация Красноярска начала выкуп земли под метро. Директор управления по строительству метрополитена Игорь Иванов осенью в интервью одному из местных СМИ говорил об ожидании выделения 1 млрд руб. «В 2019 году мы сможем начать проектные работы», – заявил он www.ngs24.ru. Если эта сумма будет выделена, проехаться в метро в Красноярске можно будет в 2023 году.

Согласно проекту, предполагается, что метро Красноярска будет перевозить в год 55 млн пассажиров.

Ростов-на-Дону

Не решается вопрос строительства метрополитена и в Ростове-на-Дону. В 1970–1980 гг. проектировался метрополитен города. Но работы также были свернуты из-за экономической ситуации. В 2008 году было создано МКУ «Управление метро Ростова», оно занималось в основном предпроектными работами. В 2013-м был утвержден проект планировки и межевания территории для размещения первой линии метрополитена. В 2014-м Управление метро Ростова начало искать подрядчика на разработку проектно-сметной документации (ПСД) первой ветки метро. Но конкурс (сроки подачи заявок на который неоднократно продлевались) был отменен, а само управление в 2015 году расформировано.

Весной 2016 года власти подтвердили, что 355 млн руб., заложенные на разработку ПСД, вычеркнуты из программы социально-экономического развития города на период 2015–2018 гг. Но при этом пояснили, что разработку документации предполагается перенести на время после ЧМ-2018.

В конце июля этого года гендиректор «Мосметростроя» (основной подрядчик строительства Московского метрополитена) Сергей Жуков заявил «Известиям», что его компания рассматривает возможность строительства метрополитена в нескольких крупных городах страны, в том числе и в Ростове. По его словам, стоимость 1 км мелкого заложения будет в районе 5–6 млрд руб., а глубокого – свыше 10 млрд руб.

Добавим, что строительство метро, как и целый ряд других значимых транспортных проектов, значится в Стратегии социально-экономического развития города до 2035 года.

Согласно документу, общая протяженность сети метрополитена в Ростове составит 75–80 км: линии протянутся от окраин в центр.

Но ЧМ закончился, а новостей о сдвигах в ситуации с метро в городе нет.

Челябинск

Дата открытия Челябинского метрополитена, фигурирующая в открытых источниках, – 2025 год. А сумма, необходимая для завершения строительства, закупки поездов и благоустройства территории вокруг, – 80 млрд руб.

Его строительство ведется с 1992 года медленными темпами. Общая готовность составляет, по последним данным, лишь 18%. По проекту дневной пассажиропоток должен составить 155 тыс. человек, а годовой – 56,6 млн человек. Первоначальный срок сдачи пускового участка был запланирован на 2000 год.

Как и в предыдущих городах, местные власти обращаются с просьбами к столичным о выделении денег.

В конце ноября 2018 года администрация города объявила аукцион на 263 млн руб. на выполнение строительно-монтажных работ на объекте первого пускового участка линии метрополитена от станции «Тракторозаводская» до станции «Проспект Победы». Но речь идет не о строительстве станции или тоннелей, а только о поддержке инфраструктуры метро в нынешнем виде.

Омск

Строительство Омского метрополитена началось в 1992 году, хотя решение было принято еще в 1986-м. Сроки запуска подземки постоянно откладывались – с 2008-го на 2012-й, затем 2015 и 2016 год. Сначала предполагалось, что это будет ветка с четырьмя станциями. Но в итоге была построена лишь одна станция.

В 2015 году компанию «Мостовик» (подрядчик) объявили банкротом. Как следствие, существенно выросла стоимость строительства подземки.

В мае 2018 года власти региона решили заморозить строительство метро. Но буквально после этого Минтранс России рекомендовал чиновникам Омской области достроить метро. В противном случае ведомство предупредило о неэффективном использовании бюджетных средств. Вместо заморозки Минтранс предложил проработать механизм финансирования с участием регионального бюджета и ГЧП.

В прошлом году готовность омского метро составляла 35,9%. Для завершения строительства одной ветки метро необходимо 22 млрд руб.

Если подытожить, главная проблема, которая мешает достроить метро, – это финансирование. В самой огромной по территории стране действующие системы метро есть лишь в семи городах: Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге и Новосибирске. Восточнее Красноярска говорить о появлении метро не приходится.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions