+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.02.2019 13:57:09
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Нехватка средств и сложные геоусловия: что мешает строительству метро в РФ

Последние месяцы общественности и заинтересованным структурам не дают покоя проблемы метрополитена Санкт-Петербурга: невыплаченные затраты, забастовка, судебные иски, расторжение контракта на строительство подземки, срывы сроков сдачи и т. д. Но Санкт-Петербург – далеко не единственный город в России, где при строительстве метрополитена возникают те или иные проблемы. Какие именно и где, выяснил РЖД-Партнер.

Красноярск

Проектирование Красноярского метрополитена началось еще в 1984 году. В 1995-м началось строительство, но уже через 2 года о себе дали знать финансовые проблемы, к 2011-му было построено чуть более 3,5 км тоннелей. Но строительство постепенно было заморожено – федеральный бюджет перестал выделять деньги. Региональный бюджет в состоянии выделить средства только на поддержание безопасности уже построенных тоннелей.

Важно отметить, что отсутствие должного финансирования – далеко не единственная проблема. Эксперты и экологи высказывают мнение о том, что даже при наличии необходимых средств строить метро в Красноярске нельзя, так как уровень подземной природной радиации в городе выше среднемирового в 2,5 раза. Другими словами, если построится подземка, радиация выйдет наружу. Город имеет сложные геологические условия и поэтому станции метро могут быть только глубокого заложения.

В прошлом году губернатор Красноярского края заявил о том, что на строительство нужны 65 млрд руб. Он просил президента страны Владимира Путина вернуться к теме строительства подземки и возобновить финансирование. Такая большая сумма обусловлена необходимостью применения более сложных инженерных решений.

В конце года администрация Красноярска начала выкуп земли под метро. Директор управления по строительству метрополитена Игорь Иванов осенью в интервью одному из местных СМИ говорил об ожидании выделения 1 млрд руб. «В 2019 году мы сможем начать проектные работы», – заявил он www.ngs24.ru. Если эта сумма будет выделена, проехаться в метро в Красноярске можно будет в 2023 году.

Согласно проекту, предполагается, что метро Красноярска будет перевозить в год 55 млн пассажиров.

Ростов-на-Дону

Не решается вопрос строительства метрополитена и в Ростове-на-Дону. В 1970–1980 гг. проектировался метрополитен города. Но работы также были свернуты из-за экономической ситуации. В 2008 году было создано МКУ «Управление метро Ростова», оно занималось в основном предпроектными работами. В 2013-м был утвержден проект планировки и межевания территории для размещения первой линии метрополитена. В 2014-м Управление метро Ростова начало искать подрядчика на разработку проектно-сметной документации (ПСД) первой ветки метро. Но конкурс (сроки подачи заявок на который неоднократно продлевались) был отменен, а само управление в 2015 году расформировано.

Весной 2016 года власти подтвердили, что 355 млн руб., заложенные на разработку ПСД, вычеркнуты из программы социально-экономического развития города на период 2015–2018 гг. Но при этом пояснили, что разработку документации предполагается перенести на время после ЧМ-2018.

В конце июля этого года гендиректор «Мосметростроя» (основной подрядчик строительства Московского метрополитена) Сергей Жуков заявил «Известиям», что его компания рассматривает возможность строительства метрополитена в нескольких крупных городах страны, в том числе и в Ростове. По его словам, стоимость 1 км мелкого заложения будет в районе 5–6 млрд руб., а глубокого – свыше 10 млрд руб.

Добавим, что строительство метро, как и целый ряд других значимых транспортных проектов, значится в Стратегии социально-экономического развития города до 2035 года.

Согласно документу, общая протяженность сети метрополитена в Ростове составит 75–80 км: линии протянутся от окраин в центр.

Но ЧМ закончился, а новостей о сдвигах в ситуации с метро в городе нет.

Челябинск

Дата открытия Челябинского метрополитена, фигурирующая в открытых источниках, – 2025 год. А сумма, необходимая для завершения строительства, закупки поездов и благоустройства территории вокруг, – 80 млрд руб.

Его строительство ведется с 1992 года медленными темпами. Общая готовность составляет, по последним данным, лишь 18%. По проекту дневной пассажиропоток должен составить 155 тыс. человек, а годовой – 56,6 млн человек. Первоначальный срок сдачи пускового участка был запланирован на 2000 год.

Как и в предыдущих городах, местные власти обращаются с просьбами к столичным о выделении денег.

В конце ноября 2018 года администрация города объявила аукцион на 263 млн руб. на выполнение строительно-монтажных работ на объекте первого пускового участка линии метрополитена от станции «Тракторозаводская» до станции «Проспект Победы». Но речь идет не о строительстве станции или тоннелей, а только о поддержке инфраструктуры метро в нынешнем виде.

Омск

Строительство Омского метрополитена началось в 1992 году, хотя решение было принято еще в 1986-м. Сроки запуска подземки постоянно откладывались – с 2008-го на 2012-й, затем 2015 и 2016 год. Сначала предполагалось, что это будет ветка с четырьмя станциями. Но в итоге была построена лишь одна станция.

В 2015 году компанию «Мостовик» (подрядчик) объявили банкротом. Как следствие, существенно выросла стоимость строительства подземки.

В мае 2018 года власти региона решили заморозить строительство метро. Но буквально после этого Минтранс России рекомендовал чиновникам Омской области достроить метро. В противном случае ведомство предупредило о неэффективном использовании бюджетных средств. Вместо заморозки Минтранс предложил проработать механизм финансирования с участием регионального бюджета и ГЧП.

В прошлом году готовность омского метро составляла 35,9%. Для завершения строительства одной ветки метро необходимо 22 млрд руб.

Если подытожить, главная проблема, которая мешает достроить метро, – это финансирование. В самой огромной по территории стране действующие системы метро есть лишь в семи городах: Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге и Новосибирске. Восточнее Красноярска говорить о появлении метро не приходится.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions