+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.12.2021 17:30:05
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Контейнерный рекорд, или Первый миллион российского транзита

13 декабря войдет в историю РЖД как день рекорда на контейнерном рынке. Накануне был перевезен миллионный контейнер из Китая в Европу. Груз отправился из китайского Чунцина на финскую станцию Вуосаари в составе регулярного контейнерного транзитного сервиса АО «ОТЛК ЕРА» Достык – Бусловская. В контейнерах – сборный груз: товары народного потребления, автокомпоненты, торговое оборудование и т. д.
Глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров заявил, что компания шла к этому показателю целенаправленно, обеспечивая для клиентов надежность, скорость и экологичность контейнерного транзита. По итогам текущего года планируется перевезти еще 100 тыс. TEU плюсом.

Перевозка миллионного транзитного контейнера – не просто очередное достижение на сети, но и своего рода предварительный итог многолетнего активного роста этого рынка. Объем транзитных контейнерных отправок увеличивался на протяжении нескольких лет. С начала года они выросли в 1,4 раза – в январе – ноябре в транзитном сообщении было отправлено 977,5 тыс. ДФЭ.

В компании «РЖД» такую динамику объясняют конкурентоспособными тарифами, сроками перевозки и развитием сервиса. Как комментировал недавно заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Алексей Шило, прирост транзита стал возможен также благодаря росту генеральных грузов, в том числе нефтепродуктов из Белоруссии и Казахстана. Транзитный прирост достигнут по маршруту через Казахстан – на 29,4%, по маршруту через Забайкальск – на 72,5%. На трансмонгольском маршруте транзит вырос в 4 раза.

По прогнозам, контейнерный рынок продолжит свой рост. Во-первых, торговля между ЕС и КНР будет расти на 4% ежегодно до 2035 года, что дает новые возможности для новой грузовой базы и новых маршрутов. И как отмечает генеральный секретарь КСТП Геннадий Бессонов, у российского транзита есть резерв роста. Для российской транспортно-логистической отрасли контейнеры – это именно драйвер развития, который дает мультипликативный эффект и который нужно развивать и поддерживать. Но для этого необходимо развитие и модернизация инфраструктуры, в том числе Восточного полигона, современных контейнерных терминалов и погранпереходов, внедрение новых технологий.

Во-вторых, перед его участниками стоят четкие задачи по наращиванию объемов.

Напомним, что, согласно майскому указу президента РФ, объем транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом должен быть увеличен к 2024 году в 4 раза. Согласно Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, годовой транзит контейнеров к 2024 году должен составить 1,7 млн TEU.

Согласно Транспортной стратегии до 2035 года, прогнозный объемов транзитных контейнерных грузов всеми видами транспорта по направлении Восток – Запад морем через Суэцкий канал вырастет с 14,1 млн TEU по итогам 2019 года с 21,4 млн TEU по итогам 2035 года; в направлении Восток – Запад через территорию РФ – с 0,6 до 3,7 млн TEU, по направлению Восток – Запад по Северному морскому пути – с 0 до 0,4 млн TEU и в направлении Север – Юг через территорию РФ – с 0 до 0,1 млн TEU. В целом при сохранении динамики контейнеризации к 2035 году уровень контейнеризации грузов может вырасти с 8,2% в 2019 году до 16–20%.

Но для реализации всех запланированных объемов, по мнению разных участников рынка, помимо развития инфраструктуры, сегодня нужно предусмотреть и внедрить ряд мер, как например, введение дифференцированных тарифов для разных типов грузов. Также возможность сохранения некоторых преференций, моделирование возможных механизмов гибкого тарифообразования, строительство мультимодальных транспортно-логистических центров, увеличение объемов контейнерного парка и т. д.

Сегодня изменилась сама структура контейнерного рынка, и к ней нужны новые подходы, настаивают операторы. Сейчас прирост контейнеризации идет именно за счет транзита. По факту постоянно возрастающее тарифное ценовое давление привело к снижению темпов роста контейнерных перевозок по всем видам сообщения (кроме транзита) в 1,5 раза. На внутренние рынки это падение составило около 6%, на экспорт – около 9%. Импортные перевозки отстают от транзитных примерно в 3 раза.

И к старым проблемам сегодня из-за пандемии добавились новые – рост интереса грузовладельцев к маршрутам через Россию вылился в переполненные порты, нехватку флота и задержку отправки грузов для северо-восточных регионов РФ. Эти трудности стали примером глобального сбоя логистики. На сегодня все вопросы на Дальнем Востоке решаются в ручном режиме и ситуация с северным завозом постепенно стабилизируется.

Но несмотря на ряд препон в целом участники контейнерного рынка настроены оптимистично. Еще 5 лет назад поток транзитных грузов, идущих из Китая в ЕС, составлял всего 60 тыс. контейнеров в год, в прошлом году данный показатель достиг 600 тыс. По итогам года он составит 1,1 млн ДФЭ.

В целом же РЖД надеются, что перевозка контейнеров по сети железных дорог по итогам этого года может составить 6,5 млн TEU. Конечно, даже с учетом всех обозначенных сложностей эта цифра – существенный резерв для повышения эффективности.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions