«Постепенное изменение соотношения грузового вагонного парка, находящегося в собственности «РЖД» и в собственности грузовых операторских компаний, происходит за счет сокращения грузового вагонного парка «РЖД» по мере его износа и одновременного приобретения грузовыми операторскими компаниями новых грузовых вагонов на заводах, а также вагонов парка «РЖД», подлежащих капитально-восстановительному ремонту. Таким образом, доля парка грузовых вагонов, находящихся в собственности независимых грузовых операторских компаний, постепенно увеличивается и к третьему этапу реформирования достигнет 50% и более», – объясняет Владимир Савчук.
Экономической основой функционирования операторов стало выделение в Прейскуранте №10-01 в 2003 году вагонной составляющей. Первоначально в МПС затраты на вагонный парк составляли порядка 7-8%. Выделенная вагонная составляющая в среднем была 15%. Однако по цистернам она составила 21-22%, по полувагонам 11-12% и т.д.
Перекосы в размере вагонной составляющей в начале реформы привели к диспропорциям в обновлении парка вагонов: частными компаниями в 75-90% случаев закупались именно цистерны.
«Бизнес пошел туда, где создали специальные условия. Дефицит полувагонов был жесточайший. Но вагонная составляющая – минимальная. И когда в 2007 году на совещании в Кузбассе встал вопрос – почему такой дефицит вагонов для вывоза угля? «РЖД» ответили: нам запрещают покупать вагоны, вагоны должны покупаться только частными компаниями. Задавали вопрос частникам: почему вагоны не покупаете? Ответ простой: потому что невыгодно», – рассказывает Владимир Савчук.
С 2008 года, по его словам, тарифы выровняли. Рынок оперирования в РФ окончательно сформировался только после 2011 года, после выделения грузовых вагонов из состава общесетевого перевозчика.
«Изначально решение выделять или не выделять частный парк было связано со следующими причинами: «РЖД» настаивали, что нужно создать одинаковые условия работы парка. Если одна его часть – 30%, не регулируется, то не должна регулироваться и вторая. Регуляторы не взяли на себя ответственность и на дерегулирование парка в составе «РЖД» не решились. Был выбран иной вариант – выделение парка. Де-юре регулирование было, а де-факто произошло дерегулирование перевозок, поскольку привлечь парк перевозчика по тарифу №10-01 было невозможно», – говорит Владимир Савчук.
По данным на 1 января 2022 года на сети 89,5% составляют операторские вагоны. Внутри операторского сообщества есть разделение на независимых операторов, чей парк составляет 64,6% и кэптивные операторы – 16,6%. Более 4% инвентарного парка принадлежит «РЖД» и для перевозок грузов не используется. Примерно 9% парка у грузовладельцев. Таким образом, около 25% процентов – парк под контролем грузовладельцев. В 2023 году доля такого парка составляла около 12,5%.
«Некоторые эксперты, сравнивая темпы индексации тарифов «РЖД» с темпами изменения арендной ставки на грузовые вагоны (в основном полувагоны) делают вывод о том, что грузовладельцы сэкономили за счет «развития конкуренции» и привлечении частных вагонов по отношению к затратам на перевозки в ситуации монопольного парка у «РЖД». При этом ни у одного эксперта не удалось выяснить, сколько «сэкономили» грузовладельцы на вагон или на тонну, – подчеркивает Владимир Савчук. – Для примера мы взяли маршрут перевозок экспортного угля Кузбасс – Находка. Отмечу, что в 2022 году на данном маршруте за счет отмены скидочных коэффициентов за дальность тарифы выросли на 70%, что косвенно должно было подтвердить «правоту» экспертов.
Однако по оценкам ИПЕМ, по состоянию на 2023 год превышение транспортных расходов с использованием приватных вагонов, привлеченных по рыночным ставкам для перевозок, по сравнению с полным тарифом общесетевого перевозчика, составило 15,8%. Для расчетных условий 2021 года (до отмены понижающих коэффициентов за дальность) превышение составило 50%.
«Таким образом, исследовать транспортные расходы, анализируя исключительно только темпы индексации тарифов и изменения арендной ставки некорректно. Приведенный пример показывает, что «упрощенный» подход к оценке транспортных затрат может давать противоположные результаты оценок. У данного вопроса много «слоев» – необходимо смотреть обороты вагонов, расходы, возможности обратной загрузки и другое», – резюмировал Владимир Савчук.
К сожалению, в настоящее время ни один регулятор в России не отслеживает изменение транспортных расходов грузоотправителей и не может сказать, какое количество триллионов рублей заплатила экономика за услуги железнодорожного транспорта.
В настоящее время одна из целей реформы железнодорожного транспорта – снижение транспортных расходов, продолжает быть актуальной.