За последние 3 года объем перевозок скоростным флотом в Петербурге вырос на 30%, до 850 тыс. пассажиров в 2016 году. На сегодняшний день имеющееся количество флота полностью обеспечивает потребность города в этих перевозках и имеет резерв для их увеличения. Но рано или поздно скоростной пассажирский флот в Петербурге необходимо будет обновлять. Нужно строить новые суда.
Экономические показатели флота не очень высокие. Среднегодовая выручка на 1 судно составляет 13–17 млн руб., а среднегодовые затраты – 11–13 млн руб.
Самым слабым местом скоростного флота является главный двигатель, который требует регулярного дорогостоящего ремонта. Это негативно сказывается на стабильности работы линии и приводит к повышенным затратам на эксплуатацию. С целью решения данной проблемы в 2012 году группа компаний «Морская техника» разработала и начала реализацию программы модернизации скоростного флота России. Программа модернизации – это возможность продлить ресурс судна на 12–15 лет с уменьшением эксплуатационных затрат и улучшением ходовых характеристик с помощью замены старого двигателя на двигатель нового типа.
За 5 лет с начала действия программы группа компаний «Морская техника» уже произвела модернизацию 7 судов типа «Метеор» в разных регионах России, в том числе одного в Санкт-Петербурге. Стоимость замены двигателя на «Метеоре» составляет около 40 млн руб. В регионах программа модернизации повсеместно реализуется при поддержке региональных властей (Саха, Татарстан, Тюмень, ХМАО). В Петербурге программы господдержки модернизации скоростного пассажирского флота в настоящий момент не существует. А судоходные компании не в состоянии самостоятельно окупить такие расходы.
По оценке петербургских судоходных компаний, использующих скоростной флот, при надлежащем техническом обслуживании возможно обеспечение его эксплуатации в течение не более чем еще 8–12 лет. Вместе с тем рынок насыщен предложениями по постройке современных скоростных судов пассажировместимостью от 100 до 150 человек. Предварительная стоимость этих судов колеблется от 300 до 400 млн руб. При 50%-ном финансировании со стороны города, интересе банков в пределах 5–7% и чистой прибыли с одного теплохода 6–8 млн руб. в год срок окупаемости такого судна составит 25–30 лет. Даже такой вариант для судоходных компании является неприемлемым.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



