Соответствующий законопроект, утвержденный на заседании Кабмина 19 июня 2013 г., предусматривает внесение изменений в нормы, трактующие вопросы безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом и ответственности за нарушения правил дорожного движения.
Законодательная инициатива правительства направлена на совершенствование системы контроля соблюдения автоперевозчиками всей системы ограничений в сфере перевозок грузов автотранспортом – осевых нагрузок, общей массы и габаритных параметров. По оценке Мининфраструктуры, нарушения данных ограничений на фоне интенсификации автомобильных грузоперевозок привели к серьезной утрате автомобильными дорогами общего пользования несущей способности и продолжают усугублять износ в автодорожной отрасли.
Новое положение предусматривает усиление ответственности за нарушение правил проезда крупногабаритных и крупнотоннажных автомобилей автодорогами и через железнодорожные переезды. Новые штрафы, усиленные, для водителей-нарушителей достигнут $85, для субъектов хозяйственной деятельности – $265,6. При нарушении нормативов загрузки автотранспорта штрафы достигнут, соответственно, $127,5 и $531,2. При повторном нарушении штрафы для данных категорий будут усилены до $212,5 и $2125 соответственно.
Одновременно будет усилен блок оперативного контроля ситуации на автодорогах. Для этого ГАИ и Укртрансинспекции делегируется право останавливать транспортные средства для осуществления габаритно-весового контроля.
Напомним, система проверок веса и габаритов груженных автотягачей, внедренная в украинскую практику автодорожного контроля, стала в 90-х годах основной причиной тотального ухода контейнерного транзита балканского происхождения на альтернативные автомобильные направления – через Болгарию, Румынию, Польшу. Тогда же были свернуты ро-ро перевозки контейнеров через порты Украины; турецкие инвесторы – ро-ро перевозчики отказались от планов развития портовой инфраструктуры в Николаевском морском регионе (Скадовский морской порт).
Владимир Каткевич